УДК: 
378
Панасюк Василий Петрович
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий Центром мониторинга, аналитики и баз данных, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, panasykvpqm@mail.ru, Санкт-Петербург
Ачкасова Оксана Геннадьевна
Заместитель начальника по цифровизации образования Управления развития дополнительного образования, Кемеровский государственный университет, a17g12@rambler.ru, Кемерово

Сквозные цифровые компетенции студента как новое понятие профессиональной педагогики

Аннотация: 
Статья посвящена вопросам определения нового понятия в профессиональной педагогике – «сквозные цифровые компетенции», а также возможности их формирования в высшей школе в процессе освоения студентами дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации на этапе цифровой трансформации высшего образования. Авторами данной статьи излагается принцип их формирования при параллельном освоении студентами вуза основных образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ посредством электронного обучения, с учетом построения индивидуальных траекторий. Цель статьи – дать теоретическое обоснование и определение понятию «сквозные цифровые технологии» как новому понятию в профессиональной педагогике и актуальной задаче высшей школы. Методология. В статье представлен обширный анализ научной литературы по теории сквозных компетенций, в том числе цифровых, а также опыту их формирования, на основании которого авторы определяют сквозные цифровые компетенции как новое понятие в профессиональной педагогике и одну из актуальных задач высшей школы. В заключение статьи авторами делается вывод о том, что цифровые компетенции у студентов высшей школы целесообразно формировать по сквозному, пронизывающему принципу, в процессе параллельного освоения основных образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации, профессиональной переподготовки).
Ключевые слова: 
сквозные цифровые компетенции, цифровизация высшего образования, дополнительное профессиональное образование, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, индивидуализация обучения студентов.
Библиографический список: 

1. Алешин В. А., Шевченко Д. А. Современные образовательные технологии в формировании профессиональных компетенций экономистов // Актуальные проблемы бизнес-образования: материалы IX Международной науч.-практич. конференции (8–9 апреля 2010 г., Минск). – Минск: Изд-во Белорусского государственного университета, 2010. – С. 7–10.
2. Ачкасова О. Г. Стратегические ориентиры цифровой трансформации высшего образования // Трансформация национальной социально-экономической системы России, тренд цифровые технологии: материалы III международной науч.-практич. конференции (04.12.2020, г. Москва). – М.: Изд-во РГУП, 2021. – С. 303–306.
3. Елистратова К. А., Панасюк В. П. Образовательный процесс в школе: кросс-многомерная реальность: монография. – СПб.: Астерион, 2021. – 120 с.
4. Закирова Э. Р., Веселухина П. В. Профессиональное образование 4.0: обучение в условиях цифровой трансформации – опыт Германии // Развитие системы непрерывного образования в условиях Индустрии 4.0. Материалы Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург: Изд-во РГЭУ, 2019. – С. 70–73.
5. Зеер Э. Ф. Основные смыслообразующие положения личностно-развивающего образования // Образование и наука. – 2006. – № 5 (4). – С. 3–12.
8. Концепция развития цифровых компетенций студентов НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. – М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2020. – URL: https://www.hse.ru/data/2020/07/07/1595396188/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%2...
D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D0%A6%D0%9A_22.06%20(1).pdf (дата обращения: 11.08.2021).
7. Лившиц Ю. А. Сквозное формирование социально-культурной компетенции студентов вузов // Вектор науки ТГУ. – 2014. – № 1. – С. 239–242.
8. Микрюков А. А. Актуальные вопросы формирования профессиональных компетенций в области сквозных цифровых технологий (нейротехнологии) // Инновации и инвестиции. – 2020. – № 11. – С. 120–125.
9. Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления / под ред. М. С. Шклярук. – М.: Изд-во РАНХиГС, 2020. – 43 с.
10. Мякинина С. Б. Сквозные компетенции финского образования: финский опыт, российские реалии, сравнительный анализ // Школа будущего. – 2019. – № 3. – С. 72–87.
11. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. – М.: СИНТЕГ, 2007. – 668 с.
12. Об образовании в Российской Федерации: ФЗ-273 от 29.12.2012 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 18.08.2021).
13. Попов А. А., Проскуровская И. Д., Рожкова Е. С. Постановка сквозных компетенций населения как стратегия позиционирования в социальной политике России // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – № 303. – С. 32–34.
14. Рудиков В. Ф. Проблемы сопровождения сквозных компетенций по предметам кафедры // Научный альманах. – 2015. – № 10-2. – С. 377–380.
15. Сквозная аналитика данных [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0... (дата обращения: 12.08.2021)
16. Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс]. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1025726 (дата обращения: 10.08.2021)
17. Халудорова Л. Е. Социокультурная направленность экологизации содержания дополнительного профессионального образования учителей в интересах устойчивого развития региона: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Улан-Удэ, 2019. – 36 с.
18. Церцеил Ю. С. Развитие системы корпоративного менеджмента на производственных предприятиях: автореф. дис. ... канд. экон. наук. – Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2011. – 24 с.
19. Широколобова А. Г., Ларионова Ю. С. Изменение парадигмы образования при внедрении технологий E-learning в учебный процесс в высшей школе // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2021. – Т.6, № 3. – С. 357–362.
20. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. – М.: Школа культурной политики, 1995. – 800 с.
21. Ala-Mutka K. Mapping Digital Competence: Towards a Conceptual Understanding [Электронный ресурс]. – Seville: JRC-IPTS, 2011. – URL: https://www.researchgate.net/publication/340375234_Mapping_Digital_Compe... (дата обращения: 25.08.2021).
22. Digital Competence in Practice: An Analysis of Frameworks [Электронный ресурс]. – Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2012. – URL: https://ifap.ru/library/book522.pdf (дата обращения: 25.08.2021).