УДК: 
159.923+378
Видеркер Вячеслав Владимирович
Кандидат культурологии, Кандидат культурологии, доцент кафедры теории, истории культуры и музеологии, Новосибирский государственный педагогический университет, widerker@ngs.ru, Новосибирск

РОЛЬ СИМВОЛИСТСКОЙ ТЕОРИИ СООТВЕТСТВИЙ В РАЗВИТИИ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация: 
В статье анализируется роль символистской теории соответствий в развитии ассоциативного мышления у студентов. Методологической основой исследования является семиотико-типологический подход. Осуществленный анализ теории соответствий выявил, что она представляет собой эксплицитную форму генерирования ассоциативных связей. Тексты символизма организованы преимущественно на принципах континуально-образного кода (изоморфизм, цикличность и т. д.) и являются репрезентативным примером реализации ассоциативного мышления в культуре. Картина мира в символизме моделировалась, прежде всего, средствами ассоциативного, а не логического мышления. Теория соответствий наглядно демонстрирует перспективы и риски ассоциативного мышления в условиях его доминирующего положения в культуре. Результаты исследования привели к выводу, что для гармоничного развития личности необходим баланс между ассоциативным и логическим мышлением.
Ключевые слова: 
культурологическое образование, символистская теория соответствий, картина мира, бинарная оппозиция, ассоциативное мышление.
Библиографический список: 

1. Блок А. А. О современном состоянии русского символизма // Блок А. А. Собрание сочинений: в 8 т. – М., Л.: ГИХЛ, 1962. – Т. 5. – С. 425–436.
2. Бодлер Ш. Об искусстве. – М.: Искусство, 1986. – 422 с.
3. Видеркер В. В. Культурологическое образование как социокультурный фактор развития личности // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С. 138–142.
4. Гузеев В. В., Дворецкая А. В., Рафаева А. Ф. Консультации: компьютерная поддержка образовательного процесса // Педагогические технологии – 2008. – № 3. – С. 68–77.
5. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. – СПб.: «Искусство–СПБ», 2002. – 768 с.
6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры. – М.: АЗЪ, 1993. – 960 с.
7. Ромм Т. А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 2. – С. 26–31.
8. Сведенборг Э. О небесах, о мире духов и об аде. – Киев: «Украина», 1993. – 335 с.
9. Тихомирова Е. Е. Нормативное пространство современной культуры и школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С. 108–113.
10. Чапля Т. В. Коммуникативные стратегии в образовании // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С. 132–137.