УДК: 
37.047
Тарлавский Валерий Ильич
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры военно-политической работы, Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», tvi0910@mail.ru, Воронеж
Шакурова Марина Викторовна
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, shakurova@mail.ru, Москва

Формирование личностно-профессиональной позиции как основы проектирования технологий профориентационных практик

Аннотация: 
В статье рассмотрен вопрос о необходимости широкого взгляда на технологизацию профориентационных практик, значение которого возрастает в связи с распространением в современном обществе ранней профессионализации. Цель статьи – выявить и обосновать смысловые основы для технологизации профориентационных практик, определяемые с учетом процесса формирования личностно-профессиональной позиции в условиях ранней профессионализации. Методология исследования: системный личностно-развивающий, субъектный и технологический подходы; методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, аналогия, интерпретация, конкретизация). Обращается внимание на сущностные особенности личностно-профессионального позиционирования, в центр внимания ставится отношение к труду, профессии, личностно-профессиональному самоопределению. Выделены и обоснованы смысловые опоры для проектирования технологий профессиональной ориентации: дифференцирующее основание этапа жизнедеятельности; погружение в доступные роли в сфере профессионально-трудовой активности и формирования ценностного отношения к ним; внимание к труду, рисунку труда любой профессии, сформированному отношению к труду как ценности; профессионально-трудовые традиции семьи, связанные с ними особенности семейной идентичности и семейной социально-профессиональной траектории; определение и реализация личностно-профессиональных перспектив; сохранение и укрепление личностно-профессиональной позиции.
Ключевые слова: 
личностно-профессиональная позиция, ранняя профессионализация, профориентационные практики, технологизация, возрастные особенности
Библиографический список: 

1. Векилова С. А. Психологические вопросы профессиональной ориентации на основе профессиональных семейных традиций // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т. 12. – С. 407–409.
2. Гаранина Ж. Г. Детерминанты профессионального саморазвития будущих специалистов // Интеграция образования. – 2014. – № 2. – С. 25–31.
3. Демакова И. Д. Личностно-профессиональная позиция педагога как основа гуманизации воспитательной деятельности // Вестник РГНФ. – 2005. – № 3. – С. 186–193.
4. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
5. Керемиди А. А. Субъектная позиция как акмеологический феномен // Акмеология. – 2009. – № 2. – С. 105–110.
6. Корчагина О. И. Ценностные ориентации обучающихся как основа ранней профессиональной социализации // Вестник ПГТПУ. – 2020. – № 2. – С. 52–59.
7. Личность профессионала в современном мире / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. – М.: Издательство Института психологии РАН, 2014. – 942 с.
8. Маркова А. К. Психология профессионализма: монография. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с.
9. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. – 508 с.
10. Тумакова О. Е. Формирование личностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада в процессе повышения квалификации: автореф. … канд. пед. наук. – Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2009. – 25 с.
11. Шипова Л. В. Исследование содержательной характеристики понятия «позиция» в психологии // Научное мнение. – 2015. – № 3. – С. 31–34.
12. Шумская Л. И. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе вузовской социализации: автореф. дис. … д-ра психол. наук. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2005. – 52 с.
13. Super’s Career Development Theory [Электронный ресурс]. – URL: http://career.iresearchnet.com/career-development/supers-career-developm... (дата обращения: 20.07.2021).