УДК: 
378+355/359
Цыбулько Алексей Александрович
Старший преподаватель кафедры тактики служебно-боевого применения подразделений, Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, tsybulko-79@mail.ru, Новосибирск
Дахин Александр Николаевич
Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, dakhin@mail.ru, Новосибирск

Моделирование процесса формирования готовности курсантов военных институтов войск национальной гвардии России к командной деятельности

Аннотация: 
Проблема и цель. Авторами статьи исследована изученность проблемы подготовки курсантов военных институтов к командной деятельности. В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование готовности курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации к командной деятельности будет эффективным, если реализовывать его с опорой на системно-деятельностный, компетентностный и рефлексивный подходы в системе военно-профессиональной подготовки курсантов, с учетом требований государственного и социального заказов, нормативно-правового обеспечения, в соответствии с разработанной педагогической моделью, включающей нормативно-целевой, ориентировочно-диагностический, содержательно-технологический и результативно-оценочный компоненты, при условии: – наличия в военном институте образовательной среды, способствующей освоению курсантами комплекса знаковых систем, ориентированных на командную деятельность как способ управления, форму «креативного напряжения» и метод самообучения; – рассмотрения готовности к командной деятельности в качестве ключевой компетенции, входящей в состав результатов образования всех учебных дисциплин; – открытости образовательной среды для педагогических инноваций, в том числе через развитую систему рефлексивной активности обучающихся. В данной статье рассматривается проблема моделирования такого педагогического феномена, как формирование готовности курсантов ВООВО к командной деятельности. Вместе с тем обосновывается необходимость формализации военно-профессионального опыта будущего офицера и валидного соотнесения «готовности» с традиционной компетентностью военнослужащего в процессе обучения курсантов командной деятельности, при этом сформулированы целесообразные компоненты, составляющие оптимальную структуру предполагаемой компетентности, а также разработана модель формирования готовности к командной деятельности курсантов военных институтов, в которой операционально представлен оптимальный диапазон величины активной готовности курсантов, в пределах которого их обучение видится наиболее результативным. Цель статьи – рассмотреть проблему моделирования формирования готовности выпускников военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации к командной деятельности на уровне не ниже запланированного и установить сущностные компоненты данного процесса моделирования. Методология. Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ технологий военно-профессионального обучения, педагогического опыта, сравнение, обобщение, интерпретация, аналогия, моделирование с последующим проектированием критериальной базы эффективности применения таких технологий при формировании готовности курсантов к командной деятельности. Результаты исследования. В статье рассмотрена проблема моделирования такого педагогического феномена, как формирование готовности курсантов к командной деятельности. Апробирована педагогическая модель, способствующая формированию готовности курсантов военных институтов войск национальной гвардии к командной деятельности в структуре военно-профессиональной подготовки курсантов ВООВО. Заключение. В работе сделан основной вывод о том, что для обучения курсантов командной деятельности оптимальной является структура компетентности, состоящая из компонентов, способствующих ее формированию. При этом доказана перспективность использования смоделированного и апробированного процесса формирования готовности курсантов военных институтов войск национальной гвардии к командной деятельности, обеспечивающего достижение ожидаемого результата на уровне не ниже запланированного.
Ключевые слова: 
профессиональная деятельность, командная деятельность, формирование готовности курсантов к командной деятельности, педагогическая модель
Библиографический список: 

1. Алёхин И. А., Тренин И. В. Актуальные тенденции воспитания обучения в военных вузах на основе информационных ресурсов // Образовательные ресурсы и технологии. – 2018. – № 1 (22). – С. 7–10. DOI: 10.21777/2500-2112-2018-1-7-10.
2. Алисов Е. А. К проблеме проектирования мультимодальной образовательной среды: поиск методологических и технологических оснований // Педагогическое образование: вызовы ХХI века: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти академика В. А. Сластёнина (Новосибирск, 26–27 сентября 2019 г.) / под ред. Е. В. Андриенко, Л. П. Жуйковой; Мин-во науки и высшего образования РФ. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. – С. 30–34.
3. Анфалов Е. В. Совершенствование рефлексивных и прогностических умений курсантов военных вузов в процессе подготовки к профессиональной деятельности // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. – Самара, 2017. – С. 142–144.
4. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 54 с.
5. Барабанщиков А. В., Давыдов В. П., Конюхов Н. И., Феденко Н. Ф. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. – М.: ВПА им. В. И. Ленина, 1987. – 136 с.
6. Бережнова Л. Н., Федосеева И. А., Тарасов Д. Ю. Понимание коммуникативного поведения курсантов – важное направление воспитательной работы // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 4 (40). – С. 425–447.
7. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8–14.
8. Ваганова Н. О., Лопаткин В. М. Модель педагогической интеграции в системе университетского комплекса // Педагогика. – 2020. – Т. 84, № 7. – С. 85–90.
9. Гилева К. В., Айзман Н. И., Чокотов Е. Н., Айзман Р. И. Динамическая модель формирования профессиональной успешности личности (на примере военнослужащих) // Философия образования. – 2020. – № 3, Т. 20. – С. 47–67.
10. Дахин А. Н. Моделирование результатов военно-профессионального образования // Гуманитарные проблемы военного дела. – 2016. – № 4 (9). – C. 77–82.
11. Зимняя И. А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) // Проблемы качества образования. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – С. 34–44.
12. Лазаренко И. Р., Буховец А. В., Федулов Б. А. Особенности патриотического воспитания будущих сотрудников полиции на историческом идеале личности // Управление устойчивым развитием. – 2019. – № 4 (23). – С. 109–113.
13. Лаврентьева З. И., Ноздрачёв А. А. Педагогические принципы формирования антикоррупционной позиции младшего командного состава вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 1 (80). – С. 126–128.
14. Менг Т. В. Исследование образовательной среды: проблемы, подходы, модели. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. – 98 с.
15. Ромм Т. А., Подлиняев О. Л., Шишарина Н. В. Гуманитарная экспертиза как составляющая гигиенической оценки инновационных педагогических технологий // Современный ученый. – 2020. – № 3. – С. 109–114.
16. Цыбулько А. А. Структурно-функциональная модель формирования готовности к командной деятельности курсантов военных институтов // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: сборник научных статей XII Межвузовской научно-практической конференции с международным участием. – Новосибирск, 2020. – Ч. 2. – C. 303–307.
17. Dlouha J. Competences to Address SDGs in Higher Education. A Reflection on the Equilibrium between Systemic and Personal Approaches to Achieve Transformative Action // Sustainability. – 2019. – Т. 11, № 13. – 3664 p.
18. Glaesser J. Competence in educational theory and practice: a critical discussion // Oxford Review of Education. – 2019. – Т. 45, № 1. – P. 70–85.
19. Klemp G. O. An Analysis of Leadership and Management Competencies of Commissioned and Non Commissioned Naval Officers in the Pacific and Atlantic Fleets. – Boston, 1977. – 230 p.
20. Wessels I., Gess C., Deicke W. Competence Development Through Inquiry-Based Learning // Inquiry-Based Learning–Undergraduate Research. – Springer, Cham, 2019. – P. 59–69.