Буяров Дмитрий Владимирович
Кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории, философии и культурологии, Благовещенский государственный педагогический университет, buyarovd@mail.ru, Благовещенск
Крестинина Яна Сергеевна
учитель истории и обществознания, МАОУ Чигиринская СОШ, ms.yasksmyl@mail.ru, Благовещенск
Аннотация:
Статья посвящена анализу проблемы организации творческой деятельности на уроках истории в средней общеобразовательной школе. В настоящее время актуальность этой методики значительно возросла, что связано с изменениями стандартов в области образования. Творческая деятельность в школе способствует развитию личностных свойств у школьников в единстве с профессиональными навыками творческой и изобретательской деятельности. Системная работа учителя истории по развитию творческих способностей учащихся средних классов ориентирует их на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях исторических процессов и явлений, стремление к овладению интеллектуальными навыками и умениями, потребность в активной творческой деятельности.
Цель статьи – выявить и охарактеризовать особенности организации творческой деятельности на уроках истории в школе в 6–7 классах. При этом выбор возраста обусловлен тем, что, с одной стороны, у учащихся уже есть первичная база необходимых навыков и умений, а с другой – они еще отличаются искренним интересом и готовностью реализовывать свой нераскрытый творческий потенциал.
Методология. Исследование проводилось на основе изучения современной образовательной среды. В ходе практической деятельности и теоретического обобщения осуществлялось обращение к технологии творческого развивающего обучения, к методу художественного исполнительства, который позволяет организовать совместную деятельность учителя и учащихся на основе овладения художественными средствами выражения своего эстетического понимания и отношения исторической действительности. При этом творчество рассматривается в неразрывной связи с учебно-исследовательской деятельностью.
В заключении делается вывод о том, что реализация урока с применением творческой деятельности осуществляется за счет использования разных форм творческой деятельности, в том числе таких, как проблемное обучение, проектная деятельность, проведение нетрадиционных уроков.
Ключевые слова:
творческая деятельность, творчество, уроки истории, младший подростковый возраст, алгоритм
Библиографический список:
1. Барабанов В. В., Лазукова Н. Н., Ванина Э. В. Методика обучения истории: учебник для студ. учреждений высшего образования. – М.: Академия, 2014. – 432 с.
2. Бехтерев В. М. Общие основы рефлексологии человека. – М.: Гос. изд-во – XXIV, 1928. – 544 с.
3. Гамезо М. В., Петров Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
4. Горохова О. А. Использование творческих заданий на уроках практикующего учителя истории // Преподавание истории в школе. – 2015. – № 3. – С. 4–19.
5. Деминцев А. Д. Организация методической работы в школе на основе развития творческой деятельности учителя. – М.: Педагогическое общество России, 1974. – 28 с.
6. Залесова Н. В., Башлыкова А. В. Творческие задания как средство развития познавательного интереса учащихся // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2014. – № 2. – С. 150–159.
7. Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2003. – 388 с.
8. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 251 с.
9. Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 288 с.
10. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. – М.: Педагогика, 1972. – 183 с.
11. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с.
12. History Activities / Steve Spangler Science [Электронный ресурс]. – URL: https://www.pinterest.ru/stevespangler/history-activities/ (дата обращения: 05.03.2022).
13. Lessons for Grades 6 through 8 / Art and History [Электронный ресурс]. – URL: https://www.nga.gov/learn/teachers/lessons-activities/6-8-lessons-activi... (дата обращения: (5.03.2022).
14. 10 Ways To Make History Class Engaging For Students / History Lessons Science and Social Studies. – 2017 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.2peasandadog.com/2017/08/10-ways-to-make-history-class-engag... (дата обращения: 07.03.2022).