УДК: 
376+56
Файзуллина Ксения Александровна
начальник отдела научно-методического обеспечения Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы системы образования Российской Федерации, Московского государственного психолого-педагогического университета, kseniya_cameo@mail.ru, Москва

Педагогическое изучение проявлений жизнестойкости у подростков группы риска

Аннотация: 
В настоящей работе представлены результаты педагогического изучения проявлений жизнестойкости у подростков группы риска, а также описана процедура диагностики компонентов изучаемого феномена: адекватная оценка ситуации риска, нравственная устойчивость, сопротивляемость отрицательному воздействию факторов социального риска с помощью ситуационного анализа. Цель статьи – изучить проявления жизнестойкости у подростков группы риска, а также выявить корреляционную взаимосвязь полученных результатов с результатами внешних валидных методик. Методология и методы исследования. В основу исследования положена авторская методика изучения проявлений жизнестойкости у подростков на когнитивном (адекватная оценка ситуации риска), эмоциональном (нравственная устойчивость), деятельностном (сопротивляемость отрицательному влиянию факторов социального риска) уровнях. Для выявления корреляционной зависимости результатов методики изучения проявлений жизнестойкости у подростков с помощью данных внешних валидных методик в исследовании применены такие известные диагностические инструменты, как «Ценностные ориентации» (М. Рокич), «Изучение проявлений духовно-нравственных черт характера детей» (Н. Ф. Яковлева), опросник социально-психологической адаптации (Р. Даймонд, К. Роджерс, адаптированный Т. В. Снегиревой). Результаты исследования, обсуждение. Педагогическое изучение проявлений жизнестойкости у подростков группы риска осуществлялось в ходе экспертной оценки и самооценки с помощью ситуационного анализа. Содержание кейсов отражало угрозы семейных, школьных факторов социального риска, факторов средств массовой информации, в том числе интернета и социальных сетей. В заключении сформулирован вывод о том, что у участников экспериментальной группы преимущественно низкий уровень жизнестойкости, что не позволяет им адекватно оценивать ситуации риска, сохранять нравственную устойчивость в рискогенной ситуации, проявлять сопротивляемость отрицательному воздействию факторов социального риска. Соотнесение полученных результатов изучения проявлений жизнестойкости у подростков группы риска и феноменов, в той или иной степени сопряженных с жизнестойкостью, позволило выявить их корреляционную связь.
Ключевые слова: 
подростки, жизнестойкость, адекватная оценка ситуации риска, нравственная устойчивость, сопротивляемость, факторы социального риска, ценностные ориентации, духовно-нравственные черты, социально-психологическая адаптация
Библиографический список: 

1. Александрова Л. А. О составляющих жизнестойкости личности как основе её психологической безопасности в современном мире // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – 2005. – Т. 51, № 7. – С. 83–84.
2. Волобуева Н. М. Психологическая культура как условие развития жизнестойкости студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Белгород, 2012. – 26 с.
3. Григорьева Ю. Б. Зависимость эмоционального благополучия от жизнестойкости личности // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 3 (108). – С. 111–118.
4. Дмитриев М. Г., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков (Части 4–9). – СПб.: ПОНИ, 2010. – 316 с.
5. Долженко Я. А. Изучение связи уровня развития жизненной стойкости с некоторыми характеристиками личности учащихся старших классов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2011. – № 8. – С. 103–108.
6. Ефимова О. И., Игдырова С. В., Ощепков А. А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и жизнестойкости личности у нормативных и девиантных подростков // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2011. – Т. 5, № 1. – С. 61–71.
7. Кожевникова О. В. Ценностно-смысловые предикторы жизнестойкости студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2017. – № 1 (21). – С. 42–48.
8. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика. – М.: Смысл, 2011. – С. 12–41.
9. Логинова М. В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М., 2010. – 25 с.
10. Рассказова Е. И. Жизнестойкость и выбор будущего в процессе реабилитации // Гуманитарные проблемы современной психологии. Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – 2005. – № 7. – С. 124–126.
11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ № 996-р от 29.05.2015. – URL: https://clck.ru/NhT9c (дата обращения: 17.04.2022).
12. Файзуллина К. А. Анализ феномена жизнестойкости как основы для ее воспитания у подростков группы риска // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 4. – С. 9. DOI: 10.17513/spno.30972. – EDN IQPPUQ.
13. Яковлева Н. Ф., Потемкин А. С. Методика изучения проявлений характера детей и подростков с автоматизированной обработкой данных «Метод ИПХ 1.0» // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2013. – № 8. – С. 100–111.
14. Maddi S. Dispositional Hardiness in Health and Effectiveness // Encyclopedia of Mental Health / ed. H. S. Friedman. – San Diego (CA): Academic Press, 1998. – P. 323–335.
15. Rokeach M. The nature of human values. – NewYork: FreePress, 1973.