УДК: 
378+37.0
Александрова Наталья Алексеевна
Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой информационных систем и технологий в обучении, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, aleksandrovan@bk.ru, Саратов
Шкапов Павел Юрьевич
доцент кафедры физической подготовки, Нижегородская академия МВД России, pashka77@bk.ru, Нижний Новгород

Проблемы и перспективы формирования готовности к физическому самосовершенствованию курсантов

Аннотация: 
В статье представлено исследование проблем и перспектив формирования готовности к физическому самосовершенствованию курсантов и слушателей вузов МВД, рассматривается трехкомпонентная структура готовности к осуществлению какой-либо деятельности, раскрывается готовность курсанта к физическому самосовершенствованию с позиции профессиональной готовности, анализируются результаты проведенного анкетирования, формулируются проблемы, выявленные в результате изучения ответов респондентов. Статья ориентирована на экспериментально-педагогическое исследование потенциальных проблем (внешних и внутренних) профессионального самосовершенствования студентов. Методология. Теоретическими основаниями работы выступили исследования проблем формирования кадров структуры МВД к различным сферам профессиональной деятельности (А. В. Барабанщиковым, В. Н. Герасимовым, В. П. Давыдовым, Г. А. Давыдовым, А. И. Каменевым, Н. Н. Конюховым, Н. Ф. Феденко), аспектов формирования готовности военных кадров (И. А. Липским, В. А. Михайловским, П. А. Корчемным, Л. Г. Лаптевым), готовности к осуществлению какого-либо вида профессиональной деятельности, имеющей трехкомпонентную структуру (Г. А. Бокарева, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, О. А. Козлов, Л. Г. Лаптев, А. К. Маркова). Анализировались работы в сфере готовности к военно-профессиональному самосовершенствованию (Г. А. Волковицким, И. В. Биочинским, Ю. В. Мухановым), изучения аспектов профессиональной готовности (В. Г. Астафьев, В. П. Беспалько, Г. А. Крушнина, Т. Д. Калистратова, А. М. Митина, Г. К. Паринова, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокина). В статье делается вывод о потребности обучающихся в самосовершенствовании, но вместе с тем об отсутствии психолого-педагогического сопровождения самосовершенствования курсанта в формальном и неформальном образовании. Выявлены проблемы единообразия форм и методов преподавания цикла дисциплин физической культуры наряду с доказанной эффективностью интерактивных педагогических технологий, а также проблема отсутствия системы обучения основам самоорганизации и самосовершенствования.
Ключевые слова: 
готовность, готовность к профессиональной деятельности, физическое самосовершенствование, готовность к физическому самосовершенствованию
Библиографический список: 

1. Андрющенко Л. Б. Педагогическая система формирования готовности к развитию физической культуры у студентов сельскохозяйственных вузов [Электронный ресурс] // КиберЛенинка – научная электронная библиотека. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-sistema-formirovaniya... (дата обращения: 24.11.2019).
2. Андрющенко Л. Б. Концептуальные основы формирования готовности к развитию у студентов физической культуры // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. – 2006. – № 4. – С. 145–151.
3. Козлов О. А. Совершенствование профессиональной подготовки курсантов войск национальной гвардии РФ при помощи современных информационных технологий: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Саратов, 2017. – 28 с.
4. Кондаков И. М. Психологический словарь. – СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 508 с.
5. Купавцев Т. С. Характеристики субъекта самосовершенствования в системе профессионального образования МВД России // Высшее образование сегодня. – 2015. – № 1. – С. 55–59.
6. Купавцев Т. С. Реализация компетентностного подхода в формировании у курсантов вузов МВД России умений и навыков профессионального самосовершенствования // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». – 2009. – № 11 (57). – С. 38–42.
7. Мед Ю. Д. Формирование готовности к организаторской деятельности будущих офицеров тыла: автореф. … дис. канд. пед. наук. – Саратов, 2010. – 18 с.
8. Муханов Ю. В. Формирование потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов образовательных организаций МВД России: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2015. – 12 с.
9. Муханов Ю. В. Потребность в физическом самосовершенствовании как побудитель активности учебной и служебной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России [Электронный ресурс] // КиберЛенинка – научная электронная библиотека. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potrebnost-v-fizicheskom-samosovershen... (дата обращения: 24.11.2019).
10. Новикова М. В. Формирование готовности будущих офицеров к применению естественнонаучных знаний в ходе изучения военно-профессиональных дисциплин: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Саратов, 2008. – 16 с.
11. Пономарев Г. Н. Личностно ориентированное обучение как фактор совершенствования подготовки специалиста по физической культуре // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 12. – С. 32–35.
12. Рабеет М. А. Педагогические условия организации самостоятельной деятельности арабских студентов факультета физической культуры в образовательном процессе вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Воронеж, 2021. – 24 с.
13. Соборнов А. В., Шкапов П. Ю., Будаков А. Н. Самостоятельная физическая подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей Всероссийского круглого стола (Орел, 24 июня 2021 года). – Орел: Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени. В.. В. Лукьянова, 2021. – С. 181–184.
14. Стрельцов Р. В., Зольников И. В., Ермолаев С. Ю., Мельников Е. И. К вопросу о формировании информационной грамотности у военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации // Сибирский педагогический журнал. – 2021. – № 2. – С. 99–106.
15. Хужаев У. Ш. Формирование готовности будущих тренеров к профессиональной деятельности в условиях личностно-ориентированного подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Бохтар, 2021. – 26 с.
16. Шкапов П. Ю. Теоретическое обоснование понятия готовности к физическому самосовершенствованию курсантов академии МВД // Физическая культура и спорт в системе профессионального образования: опыт и инновационные технологии физического воспитания: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург,
04 декабря 2019 года). – Екатеринбург: Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. – С. 226–230.
17. Шкапов П. Ю. Особенности организации учебного процесса как качественная составляющая готовности к физическому самосовершенствованию курсантов вуза МВД // Образование. Технологии. Качество: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Перо, 2021. – С. 194–198.
18. Шугалей Д. В. Формирование культуры физического самосовершенствования курсантов военного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Орел, 2019. – 24 с.
19. Larin A. N., Fedak E. I., Ryzhov K. S., Kruchinina K. S. Process optimization on physical self-improvement cadets of Rosguard universities // CITISE. – 2020. – № 2. – Р. 281–290.
20. Gushcha R. A. Physical training of cadets of military higher education institutions from the view of somatic education // Professional education in the modern world. – 2017. – № 7 (2). –
Р. 1096–1100.