УДК: 
37.032
Кузьмин Михаил Юрьевич
Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей психологии факультета психологии, Иркутский государственный университет, mirroy@mail.ru, Иркутск

РАЗЛИЧИЯ В Я-КОНЦЕПЦИИ У УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТРАДИЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ И ПО ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация: 
Статья посвящена проблеме развития Я-концепции личности младшего школьника в условиях перехода к ФГОС второго поколения. В ходе эмпирического исследования автор обнаруживает, что самооценка младших школьников, обучающихся по новым стандартам, значимо ниже, чем у школьников, обучающихся по прежней программе. Кроме того, самосознание учащихся, обучающихся по новым стандартам, образуют преимущественно компоненты личностной идентичности, а у обучавшихся по традиционной программе - социальной (поло-ролевой, семейной, трудовой) идентичности. По мнению автора, это можно объяснить двояко: с одной стороны, структура Я-концепции учащихся, образование которых ведется по новым ФГОС, сходна со структурой Я-концепции учащихся 5-6 класса. С другой стороны, низкая самооценка может быть объяснена особенностями отношения учителей, ведущих занятия, к ученикам.
Ключевые слова: 
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт, Я-концепция, самосознание, самооценка
Библиографический список: 

1. Денисова Л. М., Кузьмин М. Ю. Особенности Я-концепции детей младшего подросткового возраста в сравнении с младшими школьниками//Материалы докладов XII Юбилейной всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященная 20-тилетию факультета психологии ИГУ. – Иркутск. Изд-во ИГУ, 2013. – С. 121–124
2. Каменкова Н. Г., Синельникова В. М. Учет учебных достижений младших школьников как средство развития самооценки. – Герценовские чтения. Начальное образование. – СПб., Изд-во: ВВМ., Том 5, 2014. – №1.– 147–152 с.
3. Кузьмин М. Ю. Кризис идентичности у студентов и его связь с жизнестойкостью: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб, РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 34 с.
4. Кузьмин М. Ю., Мухаметова Т. Ю. Влияние гендерной принадлежности на различия в Я-образе у младших школьников и подростков. – материалы докладов XII Юбилейной всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященная 20-тилетию факультета психологии ИГУ. – Иркутск. Изд-во ИГУ, 2013. – С. 257–260
5. Лебедев О. Е. Образовательная программа школы: ресурсы повышения качества естественнонаучного образования. – СПб.: Образовательный центр «Участие», 2010. – 136 с.
6. Петренко В. Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. – М.: Новый хронограф, 2010 – 440 c.
7. Румянцева Т. В. Проблема социально-психологической адаптации и трансформация идентичности в меняющихся общественных условиях //Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. – 2010. – №2. – С. 42 – 49
8. Румянцева Т. В. - Трансформация идентичности студентов медицинского вуза в меняющихся социальных условиях: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Ярославль, 2005. – 28 с
9. Столин В. В. Самосознание личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 284 с
10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования Российская газета, № 5409 от 17 февраля 2011 г.[Электронный ресурс]. URL: http://edu.tltsu.ru/sites/site.php?m..(дата обращения: 05.05.2014).