УДК: 
378+37.0
Шакурова Марина Викторовна
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, shakurova@mail.ru, Москва
Селиванова Наталия Леонидовна
Доктор педагогических наук, академик РАО, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник лаборатории развития личности в системе образования, Институт стратегии развития образования РАО, nselivanova2000@mail.ru, Москва
Ромм Татьяна Александровна
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, tromm@mail.ru, Новосибирск

Теоретические и методические основы организации и осуществления воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования

Аннотация: 
Введение в проблему. Обращение к необходимости разработки основ организации воспитательной работы в вузе становится насущной задачей развития современного высшего образования. Несмотря на то что в деятельности вузов сохраняются эффективные, осмысленные традиции воспитания, существующая практика испытывает серьезные затруднения в целостном определении теоретических и методических основ осуществления воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования. Цель статьи. Выделить и обосновать константы в теории и методике организации и осуществления воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования. Методологию исследования составили системный, средовой, социокультурный, личностно-деятельностный, полисубъектный подходы, а также комплекс методов теоретического исследования, который был применен как к широкому массиву исследований в указанном направлении, так и к описаниям практик (самоописания, информация с сайтов вузов). Результаты исследования. На основе выделенных теоретических позиций, требующих смыслового уточнения (уровень понимания и реализации воспитания в вузе, цели и задач воспитания, содержание, методическое обеспечение процесса воспитания) были определены инвариантные теоретические и методические основы организации воспитательной работы в вузе: методологический инвариант, определяющий исходные основания для организации воспитательной работы в вузе; учет особенностей взросления современной молодежи; опора на фундаментальные исследования в области воспитания; интеграция воспитания, самовоспитания и профессионального воспитания; сочетание национальных, профессиональных и личных ценностей субъектов воспитания; инициирование и обеспечение насыщенной жизнедеятельности и личностно-профессиональной коммуникации в пространстве вуза; трансформация среды и пространства вуза в воспитательную среду и воспитательное пространство. Заключение. Современное активное внимание к воспитанию и воспитательной работе в образовательных организациях высшего образования и соответствующие государственно-общественные ожидания могут стать стимулом к обновлению и развитию соответствующих воспитательных систем и практик только при условии четко очерченных и ясных теоретических и методических оснований.
Ключевые слова: 
воспитательная работ, воспитание, образовательные организации высшего образования, программа воспитания
Библиографический список: 

1. Артемьева М. А. Проблема профессионального воспитания будущих юристов в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». – 2018. – Том 6, № 6. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/119PDMN618.pdf (дата обращения: 12.06.2022).
2. Баранова Н. А. Воспитательный потенциал вуза в контексте междисциплинарного взаимодействия // Вопросы воспитания. – 2012. – № 1 (10). – С. 99–106.
3. Беседы о факультете: документально-публицистические очерки / сост. В. А. Кудинов. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2002. – 168 с.
4. Вачков И. В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – Т. 11, № 2. – С. 36–50.
5. Воспитание в высшей школе: от теории к практике: монография / под общ. ред. Л. С. Пастуховой, Н. Л. Селивановой. – М.: РГCУ, 2021. – 502 с.
6. Григорьева А. И. Личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2015. – № 1. – С. 30–33.
7. Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога в условиях парадигмального сдвига: методологический аспект // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2014. – № 5 (20). – С. 137–151.
8. Дроботенко Ю. Б., Макарова Н. С., Чекалева Н. В. Современные подходы к проблемам профессионального воспитания студентов педагогического вуза // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2019. – Том 11, № 4. – С. 30–38. DOI: 10.14529/ped190403
9. Ефимова Г. З., Зюбан Е. В., Кичерова М. Н., Муслимова Е. О. Парадоксы неформального образования студенческой молодежи // Интеграция образования. – 2019. – Т. 23, № 2. – С. 303–321. DOI: 10.15507/1991-9468.095.023.201902.303-321
10. Зубок Ю. А., Чупров В. И., Любутов А. С. Опыт структурно-таксономического исследования самоорганизации жизнедеятельности молодежи // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2020. – № 53. – С. 59–75. DOI: 10.17223/1998863Х/53/7
11. Иванов М. В. Ретроспективный анализ процесса воспитания в вузе // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 3. – С. 56–63. DOI: https://doi.org/10.15293/1813- 4718.2203.06
12. Киселев Н. Н., Киселева Е. В., Ромм Т. А. Новосибирский истпед: связь времен // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Ювенология. Социальная работа.
Социокинетика. – 2007. – Т. 13, № S. – C. 11–18.
13. Максимова Е. А. Концепция развития профессионального образования в России при смене научно-технических укладов: дис. … д-ра пед. наук. – Саратов, 2021. – 346 с.
14. Мудрик А. В. Социализация в контексте социокультурных расколов // Педагогическое образование. – 2016. – № 4. – С. 9–14.
15. Овинова Л. Н., Шрайбер Е. Г. SWOT-анализ процесса воспитания в цифровой образовательной среде вуза // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2021. – Т. 6, вып. 4. – С. 700–707. DOI: https://doi.org/10.30853/ped210098.
16. Преемственность и инновации в профессиональном воспитании студентов / рук. ред. группы К. А. Воронина. – М.: Книжный клуб Книговек, 2011. – 176 с.
17. Разработка теоретических и практических основ проведения воспитательной работы в высших учебных заведениях в современных условиях: Аналитический отчет / под ред. Н. Л. Селивановой, Т. А. Ромм, М. В. Шакуровой. – М.: Российская академия образования; Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022. – 326 с.
18. Репринцев А. В. Воспитание патриотизма и гражданственности у российской молодежи // Идеи и идеалы. – 2010. – Т. 2, № 2 (4). – С. 26–45.
19. Ромм Т. А. Подготовка студентов к воспитательной деятельности в вузе: вектор современного развития // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2021. – Т. 27, № 4. – С. 48–54. – DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-48-54
20. Селиванова Н. Л. Актуальные вопросы воспитания через призму научной школы Л. И. Новиковой // Вопросы воспитания. – 2019. – № 2. – С. 3–5.
21. Тимонин А. И. Профессиональное воспитание как воспитание социальное // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2012. – № 1-1. – С. 55–58.
22. Чугунова О. Д., Шепелева С. В. Теоретическое осмысление и воплощение истпедовского наследия в новой реальности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2021. – Т. 27, № 4. – С. 43–47. – DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-43-47
23. Шакурова М. В., Паничева Э. В., Реушенко А. А. Портретирование педагогического опыта: историко-педагогический факультет Воронежского государственного педагогического института // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2021. – Т. 27, № 4. – С. 23–29. – DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-23-29
24. Щелина Т. Т. О системном подходе к воспитанию студентов в контексте их личностно-профессионального развития в вузе // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. – М.: Психологический институт РАО, 2021. – С. 77–81.
25. Ясвин В. А. Технология средового проектирования в образовании // Социально-политические исследования. – 2020. – № 1 (6). – С. 74–93. DOI: 10.20323/2658-428X-2020-1-6-74-93