УДК: 
378.016:811.161.1
Агавелян Рубен Оганесович
Доктор психологических наук, директор Института детства, Новосибирский государственный педагогический университета, ruben_h_ag@mail.ru, Новосибирск
Кобелева Елена Павловна
Кандидат педагогических наук, доц., зав. кафедрой английского языка, Сибирский государственный университет путей сообщения, kobelevaep@mail.ru, Новосибирск
Стучинская Елена Анатольевна
доцент, доцент кафедры английского языка, Новосибирский государственный университет путей сообщения, elena_stuchin@ngs.ru, Новосибирск
Душинина Евгения Васильевна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка, Новосибирский государственный университет путей сообщения, respond2005@yandex.ru, Новосибирск

Использование мнемотехник в процессе профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов-экономистов

Аннотация: 
Проблема и цель. В работе рассматривается обоснование целесообразности современных практик применения мнемонических приёмов при формировании иноязычной коммуникативной компетенции в профессиональной сфере у студентов отраслевого вуза нефилологического профиля. Представлено описание проведённого в Сибирском государственном университете путей сообщения эксперимента, направленного на изучение влияния мнемотехник на освоение специализированной профессиональной информации на иностранном языке и прогнозирование способов совершенствования таких методик с использованием цифровых образовательных технологий. Целью исследования является определение степени эффективности применения мнемотехник как студентами, так и преподавателями вуза в процессе профессионально-ориентированной иноязычной подготовки будущих экономистов, а также выявление наиболее действенных мнемонических технологий и приведение аргументов в пользу их внедрения в практику. Методология. Исследование проводилось с использованием анализа и систематизации соответствующей психолого-педагогической и методической литературы теоретического и прикладного характера, изучения научно-исследовательских работ студентов, анкетирования студентов с помощью опросных листов, а также обобщения педагогического опыта преподавателей высшей школы. В заключении сделан вывод об использовании ассоциативных карт памяти как о продуктивном методе освоения информации профессионального характера при формировании алгоритмов изучения не только иностранного языка, но и профильных дисциплин.
Ключевые слова: 
профессионально-ориентированная иноязычная подготовка, студенты-экономисты, мнемотехники, карты памяти
Библиографический список: 

1. Вертинова А. А. Методика оценки уровня соразвития университетов и региона как экосистемы [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Региональная экономика и управление». – № 2 (66). Номер статьи: 6614. – URL: https://eee-region.ru/article/6614/ (дата обращения: 28.06.2022).
2. Гайдукова М. А. Мнемотехника как интенсивный метод преподавания авиационного иностранного языка в вузе // Вопросы методики преподавания в вузе. – 2016. – № 5 (19-2). – С. 251–260.
3. Душинина Е. В. Применение мнемотехники при запоминании таможенной лексики на иностранном языке // Восток – Запад: теоретические и прикладные аспекты преподавания европейских и восточных языков: материалы III Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Издательство СГУПС, 2021. – C. 67–70.
4. Казаринова А. Ю. Возможности мнемотехники в развитии самообразовательной компетенции будущего учителя иностранного языка // Педагогическое мастерство: материалы I Международной научной конференции (Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 15–18.
5. Логинова Е. А. Мнемотехника как средство эффективного обучения студентов гуманитарных направлений подготовки немецкому языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2015. – № 9 (51): в 2 ч. Ч. II. – C. 129–132.
6. Матвиенко Е. Н., Стучинская Е. А., Кобелева Е. П. Метод проектов как способ реализации контекстного обучения иностранному языку студентов-экономистов // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 6. – С. 218–222.
7. Микалаускайте Е. Ю. Мнемотехники в обучении русскому языку как иностранному // Филологический класс. – 2020. – Т. 25, № 4. – С. 189–199.
8. Осиянова О. М., Демина В. Д. Дидактический потенциал мнемотехники в лингвистическом образовании студентов // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2020. – № 3 (226). – С. 44–51.
9. Стучинская Е. А. Формирование навыков письменного перевода у студентов неязыковых вузов (на примере языковой пары «русский и английский языки») // Восток – Запад: теоретические и прикладные аспекты преподавания европейских и восточных языков: материалы
I Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Издательство СГУПС, 2018. – С. 62–65.
10. Стучинская Е. А., Кобелева Е. П. Обучение переводу внешнеторгового контракта как условие повышения профессиональной компетентности выпускника вуза // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2018. – № 4 (22). – С. 104–109.
11. Agavelyan R. O., Chesnokova G. S. Modern context of teacher`s professional development in high school The 14th International Academic Conference in Prague 2019, Czech Republic. Multidisciplinary Akademic Conference: electronic resource. Czech technical university in Prague, EBSCO Information Services, 2019. – P. 148–152.
12. Komkova A., Kobeleva E., Taskaeva E., Ishchenko V. Foreign language learning environment: A case study of STU // International Scientific Siberian Transport Forum TransSiberia – 2021. TransSiberia 2021. Lecture Notes in Networks and Systems, vol. 403. Springer, Cham (2022). – DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-96383-5_48
13. Zubkov A. Increasing effectiveness of foreign language teaching of transport university students in process of online learning // Lect. Notes Networks Syst. – 2022. – P. 438–445. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-96383-5_49
14. Zubkov A. D. Professional foreign language competence of technical students: content, structure and formation // IEEHGIP 2020. LNNS, vol. 131, pp. 503–510. Springer, Cham (2020). DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-47415-7_53