УДК: 
371
Шишарина Наталья Викторовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики педагогического института, Иркутский государственный университет, nshisharina@yandex.ru, Иркутск

Стратегии гигиенической оценки в современном образовании

Аннотация: 
В статье представлено актуальное обзорное исследование стратегий гигиенической оценки в образовании, проведённое на основе изучения научных диверсифицированных источников. Целью статьи является обзорный анализ публикаций отечественной и зарубежной научной литературы и на этой основе выделение современных видов стратегий гигиенической оценки в образовании. Методология. Работа выполнена с использованием описательного и аналитического метода посредством сбора, обобщения, обзора и кросс-культурного анализа научной отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблеме. Результаты. На основе научного обзора выборки источников определены основные подходы к интерпретации и определению гигиенической оценки. Установлено содержание и тематика исследований с учетом особенностей, географии распространения публикаций. Выявлены и представлены на основе уже имеющихся знаний основные виды стратегий гигиенической оценки: медико-физиологическая, психолого-биологическая, социопедагогическая, культурно-гуманитарная, которые являются методологической базой для подготовки и принятия решений в образовании. Заключение. Обобщены особенности представленности исследований стратегий гигиенической оценки в образовании с позиций современных практик в отечественной и зарубежной науке. Авторский вклад состоит в выделении видов стратегий гигиенической оценки в образовании.
Ключевые слова: 
образование, здоровье, гигиеническая оценка, стратегии гигиенической оценки
Библиографический список: 

1. Айзман Р. И., Рубанович В. Б., Лебедев А. В., Айзман Н. И. Комплексная оценка здоровья участников образовательного процесса / под общей редакцией Р. И. Айзмана. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 207 с.
2. Андреева А. Д., Москвитина О. А. Психологическое благополучие учащихся 1–5-х классов в контексте современной социальной ситуации развития // Вопросы образования. – 2019. – № 3. – С. 203–223.
3. Байгужин П. А., Шибкова Д. З., Айзман Р. И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. – 2019. – № 5. – С. 48–70.
4. Благополучие детей в цифровую эпоху: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / А. А. Бочавер, С. В. Докука, М. А. Новикова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2019. – 250 c. – URL: https://www.hse.ru (дата обращения: 12.04.2019).
5. Бокарева Н. А., Скоблина Н. А., Милушкина О. Ю., Бесстрашная Н. А., Сапунова Н. О. Гигиеническая характеристика медико-социальных факторов и образа жизни современных московских школьников // Здоровье населения и среда обитания. – 2015. – № 5 (266). – С. 33–36.
6. Буйнов Л. Г., Айзман Р. И., Герасев А. Д., Сорокина Л. А., Плахов Н. Н., Шангин А. Б. Здоровьеформирующее образование – одна из важнейших задач современности // Гигиена и санитария. – 2018. – Т. 97, № 9. – С. 869–872.
7. Валина С. Л., Штина И. Е., Ошева Л. В., Устинова О. Ю., Эйсфельд Д. А. Гигиеническая оценка учебного процесса в школах с различными образовательными программами // Гигиена и санитария. – 2019. – № 98 (2). – С. 166–170.
8. Гуревич Е. Б. Конструкция междисциплинарной интеграции знания по проблеме социализации // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 3. – С. 58–70.
9. Кучма В. Р., Степанова М. И., Шумкова Т. В., Александрова И. Э. Гигиеническое моделирование в предэксплуатационной экспертизе зданий и оборудования общеобразовательных организаций // Здоровье населения и среда обитания. – 2018. – № 4 (301). – С. 27–30.
10. Кучма В. Р., Ткачук Е. А., Шишарина Н. В., Подлиняев О. Л. Гигиеническая оценка инновационных образовательных технологий в начальной школе // Гигиена и санитария. – 2019. – № 98 (3). – С. 288–294.
11. Степанова М. И. Гигиеническая безопасность цифровой образовательной среды для детей и подростков // Педагогика. – 2018. – № 12. – С. 38–46.
12. Шарухо Г. В., Марченко А. Н., Михайлова Р. Р. Разработка гигиенических рекомендаций по оптимизации условий инклюзивного обучения детей в школе // Медицинская наука и образование Урала. – 2019. – № 20 (3 (99)). – С. 158–161.
13. Шишарина Н. В., Ромм Т. А. Гигиеническая оценка в теории и практике воспитания // Образование и саморазвитие. – 2021. – № 16 (3). – С. 261–277.
14. Шишарина Н. В., Ромм Т. А., Иноземцев П. О. Гигиеническая оценка образовательных программ в период пандемии // Сибирский педагогический журнал. – 2021. – № 4. – С. 99–105.
15. Шишарина Н. В., Ромм Т. А., Подлиняев О. Л. Гигиеническая оценка инновационных образовательных технологий как актуальное педагогическое понятие // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2019. – Т. 8, вып. 4 (32). – С. 304–313.
16. Akimova L. A., Chikeneva I. V. Safe educational environment as an object of pedagogical design // Humanities and Social Sciences Reviews. – 2019. – № 7 (5). – P. 510–515.
17. Bagrow J. P., Liu X., Mitchell L. Information flow reveals prediction limits in online social activity // Nature Human Behaviour. – 2019. – № 2. – P. 122–128.
18. Batanero J. M. F., Rebollo M. M. R., Rueda M. M. Impact of ICT on students with high abilities. Bibliographic review (2008–2018) // Computers and Education. – 2019. – № 137. – P. 48–58.
19. Chang Q., Xing J., Ho R. T., Yip P. S. Cyberbullying and suicide ideation among Hong Kong adolescents: the mitigating effects of life satisfaction with family, classmates and academic results // Psychiatry research. – 2019. – № 274. – P. 269–273.
20. Darma D. C. et al. COVID-19 and its Impact on Education: Challenges from Industry 4.0 // Aquademia. – 2020. – № 4 (2). – ep20025.DOI: https://doi.org/10.29333/aquademia/8453.
21. Darras K. E., Merriënboer J. J., Toom M., Roberson N. D., Bruin A. B., Nicolaou S., Forster B. B. Developing the evidence base for M-learning in undergraduate radiology education: identifying learner preferences for mobile apps // Canadian Association of Radiologists Journal. – 2019. – № 70, iss. 3. – P. 320–326.
22. Hamidi H., Jahanshaheefard M. Essential factors for the application of education information system using mobile learning: a case study of students of the university of technology // Telematics and Informatics. – 2019. – № 38. – P. 207–224.
23. Hollman A. K., Hollman T. J., Shimerdla F., Bice M. R., Adkins M. Information technology pathways in education: interventions with middle school students // Computers and Education. – 2019. – № 135. – P. 49–60.
24. Kopp T., Riekert M., Utz S. When cognitive fit outweighs cognitive load: redundant data labels in charts increase accuracy and speed of information extraction // Computers in Human Behavior. – 2018. – № 86. – P. 367–376.
25. Krawczyk D. C. Future directions in reasoning: emerging technology and cognitive enhancement // Reasoning: The Neuroscience of How We Think. – Elsevier. – 2018. – P. 313–337.
26. Lu W. Adolescent depression: national trends, risk factors, and healthcare disparities // American Journal of Health Behavior. – 2019. – № 43 (1). – P. 181–194.
27. Saurabh S., Gautam S. Modelling and statistical analysis of YouTube’s educational videos: a channel owner’s perspective // Computers and Education. – 2019. – № 128. – P. 145–158.
28. Shen C., Ho J., Ly P. T., Kuo T. Behavioural intentions of using virtual reality in learning: perspectives of acceptance of information technology and learning style // Virtual Reality. – 2019. – № 23, iss. 3. – P. 313–324.
29. Shoufan A. What motivates university students to like or dislike an educational online video? A sentimental framework // Computers and Education. – 2019. – № 134. – P. 132–144.
30. Siegrist V., Langewitz W., Mata R., Maiori D., Hertwig R., Bingisser R. The influence of information structuring and health literacy on recall and satisfaction in a simulated discharge communication // Patient Education and Counseling. – 2018. – № 101, Issue 12. – P. 2090–2096.