УДК: 
378
Никитская Екатерина Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, katamax@yandex.ru, Москва

Межвузовские практико- ориентированные игры как средство профессиональной социализации специалистов социальной сферы на этапе обучения в высшей школе

Аннотация: 
Цель статьи – определение и анализ положительного опыта использования практико-ориентированных межвузовских игр, применяемых в образовательном процессе ряда университетов в качестве средства профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы. Динамика социально-экономических и политических процессов обусловливает актуальность и необходимость интенсификации исследований в области теории и практики профессиональной социализации, которая, с одной стороны, во многом отражает сущность и закономерности в целом процесса социализации человека, а с другой – является условием развития и формирования личности конкретного специалиста. Применение теоретических и эмпирических методов исследования позволило констатировать, что использование практико-ориентированных игровых форм в образовательном процессе ряда университетов не только расширяет спектр современных психолого-педагогических технологий, применяемых в ходе освоения обучающимися учебных дисциплин, но и является эффективным инструментом решения задач профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы уже на этапе обучения. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что игровые практико-ориентированные технологии как средство профессиональной социализации открывают дополнительные возможности более объемного понимания специфики профессиональной деятельности, ее ключевых аспектов, осмысления и способов решения профессиональных задач. Заключение. Представленный в статье анализ опыта разработки и реализации на базе Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя межвузовских практико-ориентированных игр дает основание считать последние эффективным средством профессиональной социализации специалистов социальной сферы на этапе обучения в высшей школе.
Ключевые слова: 
профессиональная социализация, профессиональная деятельность, социальная сфера, специалист социальной сферы, межвузовская игра, межведомственное профессиональное взаимодействие
Библиографический список: 

1. Бадарч Д. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: монография. – М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве: ТЕИС, 2007. – 190 с.
2. Беляева А. П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. – СПб.: Ин-т профтехобразования, 2002. – 238 с.
3. Вершловский С. Г. Образование взрослых: опыт и проблемы. – М.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. – 168 с.
4. Гин А. А., Кавтрев А. «Креатив-бой»: как его провести: метод. пособие для общеобразоват. школ и учрежд. дополн. образования. – 3-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. – 32 с.
5. Никитский М. В., Евсеева И. Г. К вопросу о создании социально-педагогических условий для позитивной социализации подрастающих поколений на муниципальном уровне // Вестник экономической безопасности (Педагогические науки). – 2019. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sozdanii-sotsialno-pedagog... (дата обращения: 14.07.2022).
6. Мудрик А. В., Леванова Е. А., Никитский М. В. Профессиональная подготовка специалистов по образовательной программе бакалавриата «Психология и социальная педагогика» как стратегическое направление современной социальной и образовательной политики в России // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2019. – № 5 (68). – С. 67–75.
7. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 624 с.
8. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 224 с.
9. Никитский М. В., Никитская Е. А. Межведомственное взаимодействие в образовательных организациях как механизм ресоциализации подростков с девиантным поведением // Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. – 2018. – № 1. – С. 21–24.
10. Разуваев С. Г. Профессиональная социализация будущих бакалавров в условиях многоуровневого образовательного комплекса // ALMA MATER (Вестник высшей школы). – 2016. – № 11. – URL: https://almavest.ru/ru/doi/10-20339-am-11-16-022 (дата обращения: 12.06.2022).
11. Ромм М. В., Ромм Т. А. Социализация и профессиональное воспитание в высшей школе // Высшее образование в России. – 2010. – № 12. – С. 104–114.
12. Clausen J. A., Clausen John A. (ed.) Socialization and Society. – Boston: Little Brown and Company, 1968. – 400 p.
13. Danziger K. Socialization. – Baltimore: Penguin Books, 1970. – 175 p.