УДК: 
37.018.11
Бескровная Татьяна Викторовна
аспирант кафедры социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, beskrovnaya.t@bk.ru, Воронеж
Шакурова Марина Викторовна
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, shakurova@mail.ru, Москва

Образ советской семьи на страницах журнала «Семья и школа» (1946–1964 годы)

Аннотация: 
В статье актуализируется исторический опыт формирования образа советской семьи как инструмента воспитательных практик. Цель статьи – на основе анализа статей, опубликованных в журнале «Семья и школа» в период с 1946 по 1964 год (от начала второго этапа издания журнала, совпавшего с первыми послевоенными годами, до окончания периода «оттепели» в СССР), показать пути и приемы формирования образа советской семьи. Методология. Рассматривая проблему семьи как субъекта воспитания в историко-культурной ретроспективе, авторы опираются на историко-культурный, субъектный и социально-педагогический подходы. В работе использован комплекс методов теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, аналогия, интерпретация, конкретизация). В заключении делается вывод о том, что формирование и представление образа советской семьи было отдельным направлением редакционной политики журнала «Семья и школа» в 1946–1964 годах, при этом конструировался целостный, доступный и привлекательный образ семьи, вызывающий уважение и желание советских граждан ему соответствовать. К основным направлениям и приемам формирования образа советской семьи в широком общественном мнении отнесены нивелирование образа буржуазной семьи с параллельной идеализацией образа советской семьи; формирование уважения к образу советской семьи через позитивные образы семей известных революционеров-большевиков; генерация в массовом сознании необходимых устойчивых качеств советской семьи на примерах семей рабочих и крестьян; укрепление идеологии доминирования общественного воспитания над семейным путем активного взаимодействия школы и семьи. В числе активно используемых приемов формирования образа советского семьи присутствуют противопоставление; акцентуация; сравнение; эмоциональный нажим; приоритет позитивной информации о советской семье над негативной, критической информацией; широкое обращение к примеру как знаменитых семей, так и семей рядовых граждан; опора на нормативный образ советской семьи; описание опыта взаимодействия семьи и школы, готовности семьи к взаимодействию, сотрудничеству. В образе советской семьи подчеркивались такие приветствуемые в обществе характеристики, как общественная направленность и активность; трудолюбие; субъектная позиция в воспитании детей; личностное развитие супругов; готовность к сотрудничеству со школой, детской общественной организацией.
Ключевые слова: 
образ семьи, советская семья, журнал «Семья и школа», воспитание, пример
Библиографический список: 

1. Афанасьева А. Сила родительской общественности // Семья и школа. – 1956. – № 12. – С. 15–16.
2. Ахметзянов М. Новая жизнь татарской семьи // Семья и школа. – 1960. – № 6. – С. 33–34.
3. Великая семья народов // Семья и школа. – 1950. – № 11. – С. 1–4.
4. Гинзбург З. Ближе к семье! // Семья и школа. – 1964. – № 5. – С. 15–16.
5. Гречишкина В. В семье Маркса // Семья и школа. – 1958. – № 5. – С. 4–5.
6. Днепровская А. А. Представления о семье и браке в первое послевоенное десятилетие (по материалам специальных женских изданий «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина») // Омский научный вестник. – 2012. –
№ 2. – С. 36–40.
7. Колбановский В. Н. Воспитание детей в советской семье // Семья и школа. – 1946. – № 10–11. – С. 5–7.
8. Колбановский В. Н. За дальнейшее укрепление советской семьи // Семья и школа. – 1947. – № 11. – С. 3–7.
9. Коридалина Е. Родители и пионерская организация // Семья и школа. – 1950. – № 10. – С. 17–20.
10. Коридалина Е. Участие родителей в воспитании юных пионеров // Семья и школа. – 1952. – № 4. – С. 5–7.
11. Корнилов К. Н. Вопросы семейного воспитания прежде и теперь // Семья и школа. – 1947. – № 11. – С. 8–10.
12 КПСС. Съезд (22; 1961; Москва). Стенографический отчет: в 3 т. / XXII Съезд КПСС. 17–31 окт. 1961 г. – М.: Госполитиздат, 1962. – Т. 3. – 608 с.
13. Ламм В. Чукановы // Семья и школа. – 1962. – № 11. – С. 11–13.
14. Лучанский С. Горький и его сын Максим // Семья и школа. – 1962. – № 12. – С. 20–21.
15. Молева А. Жизнь в труде и борьбе // Семья и школа. – 1962. – № 1. – С. 12–14.
16. Общая задача школы и семьи // Семья и школа. – 1952. – № 4. – С. 1–4.
17. Передовая советская семья // Семья и школа. – 1951. – № 1. – С. 1–4.
18. Перун Л. Наша большая семья // Семья и школа. – 1959. – № 3. – С. 5–7.
19. Погодин Е. Династия сормовичей // Семья и школа. – 1957. – № 11. – С. 12–14.
20. Полонский А. В. Публицистика как особый вид творческой деятельности / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. – Том 11, № 1. – С. 56–61.
21. Свердлов Г. М. Сталинская Конституция и советская семья // Семья и школа. – 1946. – № 12. – С. 3–6.
22. Семьи и школа // Семья и школа. – 1951. – № 8. – С. 1–4.
23. Сергеева А. Мать Ленина // Семья и школа. – 1961. – № 3. – С. 14–16.
24. Сергеева А., Аникин А. Книга в семье Ульяновых // Семья и школа. – 1960. – № 12. – С. 4–6.
25. Суворина Е. В семьях революционеров // Семья и школа. – 1957. – № 10. – С. 1–3.
26. Ульянова-Елизарова А. И. Семья, детские и школьные годы Владимира Ильича // Семья и школа. – 1947. – № 1. – С. 6–10.