УДК: 
372.881.161.1
Зайдман Ирина Наумовна
Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры современного русского языка и методики его преподавания, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский государственный педагогический университет, mpri@bk.r, Новосибирск

Обсуждаем Проект примерной рабочей программы основного общего образования по русскому языку

Аннотация: 
В статье анализируется Проект примерной рабочей программы основного общего образования по русскому языку для 5–9 классов. Цель статьи заключается в определении соответствия Проекта задачам современной школы и ФГОС, определении преемственности в содержании обучения, выявлении спорных моментов и формулировании предложений по совершенствованию Проекта. Методология: теоретический (лингвометодический) анализ данного документа с позиций традиционной и современной лингвистики и методики, практики преподавания русского языка в 5–9 классах. Положительно оценивая факт создания Проекта примерной рабочей программы, автор подробно останавливается на выявленных теоретических лингвистических неточностях, в первую очередь классификационного характера, а также методических недочетах. Высказаны замечания как общего плана, относящиеся ко всей программе, так и частные, касающиеся отдельных тем, разделов, распределения материала по классам. Отмечаются случаи нарушения преемственности и перспективности в содержании обучения русскому языку и недостаточная конкретизация ряда дидактических единиц и умений. Детально аргументируется перегруженность программы 5 класса и высказываются рекомендации по ее корректировке за счет изучения части лингвистических сведений на пропедевтическом уровне. В заключении статьи делается вывод о необходимости совершенствования Проекта примерной рабочей программы, представлены предложения, направленные на ее корректировку, в частности, устранение выявленных теоретических ошибок, случаев нарушения преемственности, более оптимального распределения лингвистического материала по годам обучения.
Ключевые слова: 
русский язык, основное общее образование, Проект рабочей программы, предметные результаты, содержание обучения, метапредметные результаты
Библиографический список: 

1. Александрова О. М., Добротина И. Н., Гостева Ю. Н., Васильевых И. П. Рабочая программа по русскому языку для основной школы: основные лингводидактические подходы к отбору содержания // Образовательное пространство в информационную эпоху: сб. научных трудов Международной научно-практической конференции. – М., 2021. – С. 44–51.
2. Арбатский Д. И. Основные способы толкования значения слов // Русский язык в школе. – 1970. – № 3. – С. 26–31.
3. Беляев Г. Ю. Некоторые выводы и размышления по результатам сравнительного анализа действующих программ воспитания и социализации обучающихся // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 6. – С. 7–21.
4. Валиева Ч. Р., Хафизова Э. Р. «Языкoвoй пoртфель» кaк oднa из фoрм сaмoрaзвития и сaмooбучения нa урoкaх русскoгo языкa в услoвиях реaлизaции ФГOС // Актуальные проблемы инновационного педагогического образования. – 2019. – № 1. – С. 23–27.
5. Вербицкая Л. А., Московкин Л. В. Проблемы языкового и литературного образования в школе и вузе // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. – СПб.: Общество преподавателей русского языка и литературы, 2014. – С. 3–11.
6. Гоголина Т. В., Иванова Е. Н. Олимпиада по русскому языку как средство повышения мотивации школьников к изучению лингвистических дисциплин // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 12. – С. 91–94.
7. Дейкина А. Д. Семантические ресурсы в школьном курсе русского языка // Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: монография. – СПб.: Книжный дом, 2017. – С. 109–125.
8. Зайдман И. Н. Обучение рассуждению с учетом уровня развития школьников: учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НГПУ, 2001. – 131 с.
9. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», Cambridge University Press, 2001. – С. 101–106.
10. Кулиш Л. Ю. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / сост. А. А. Леонтьев. – М.: Русский язык, 1991. – 357 с.
11. Линецкая Л. М., Калимулина Р. М. Вопросы методики обогащения словарного запаса в трудах М. Т. Баранова // Перспективы развития современного гуманитарного знания: сб. материалов Международной научно-практической конференции / отв. ред. Л. В. Климина. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», 2018. – С. 129–132.
12. Линецкая Л. М., Ракоед Ю. С. Вопросы изучения морфологии во взаимосвязи с синтаксисом в научно-методических трудах В. П. Озерской // Перспективы развития современного гуманитарного знания: сб. Международной научно-практической конференции / отв. ред. Л. В. Климина. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», 2018. – С. 101–106.
13. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. М. Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
14. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: учеб.-метод. пособие. – 5-е изд., перераб. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. – 328 с.
15. Нечаева Н. В., Яковлева С. Г. Обсуждаем концепцию преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации // Методист. – 2017. – № 2. – С. 2–5.
16. Никитина Е. Ю., Милютина А. А. Формирование медиакомпетенции на уроках русского языка – одна из составляющих языкового портрета современного младшего школьника // Филологическое образование в период детства. – 2018. – № 25. – С. 76–81.
17. Свиридова А. В. К проблеме представления языковой системы в учебнике «русский язык» по концепции «Перспективная начальная школа» // Филологическое образование в период детства. – 2018. – № 25. – С. 82–88.
18. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4–8 классы) / под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1978. – 288 с.
19. Ходякова Л. А. Методика речевого развития творческой личности школьника в контексте культуры: теория и практика: монография. – М.: МПГУ, 2018. – 188 с.
20. Ходякова Л. А., Супрунова А. В. Концепция и содержание программы внеурочной деятельности: формирование общекультурной компетенции школьников посредством создания словаря культурной грамотности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2018. – № 4. – С. 58–69.
21. Шагина Ю. В., Китов А. Ю. Разработка элективных курсов по русскому языку и литературе как элемент подготовки к ЕГЭ // Сибирский учитель. – 2019. – № 4 (125). – С. 106–109.
22. Юртаев С. В. Тeнденции содержания обучения младших школьников русскому языку // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 8. – С. 92–96.
23. Яшина Н. Ю. Преподавание русского языка как родного в начальной школе: проблемы и пути их решения // Этническая культура. – 2020. – № 2 (3). – С. 115–118.
24. Rost M. Teaching and researching listening. Second edition. – Harlow: Longman, 2011. – 407 p.