УДК: 
371
Чернова Наталья Юрьевна
директор, школа № 16 имени Героя Советского Союза И. А. Лапенкова, natyurche@mail.ru, Ачинск
Ромм Татьяна Александровна
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, tromm@mail.ru, Новосибирск

Организация воспитательного процесса в школе в условиях постоянных изменений

Аннотация: 
Проблема и цель. Внимание к вопросам воспитания мотивирует школу на поиск новых возможностей для самореализации и раскрытия ее воспитательного потенциала, основанного на системообразующих процессах развития воспитательной системы через события. Проблема организации воспитательного процесса и его управления актуализируется условиями изменчивой действительности. Цель статьи – представить опыт преобразования воспитательной системы школы с учетом возможностей и ограничений сегодняшней действительности. Исследование проводилось на основе совокупности методологических подходов научной школы Л. И. Новиковой (системный, синергетический), идеи воспитательного пространства (Н. Л. Селиванова), концепции социального воспитания в процессе социализации (А. В. Мудрик, Т. А. Ромм), феноменологического подхода в педагогике (И. Д. Демакова, М. В. Воропаев). Ведущими методами исследования являются систематизация, конкретизация, интерпретация отдельных положений, экспериментальная работа. В процессе анализа опыта преобразования воспитательной системы школы были определены сложившиеся эффективные практики воспитания; уточнены кадровые, инфраструктурные условия, которые способствовали их формированию; определены ресурсы для дальнейшего развития. В заключении делается вывод о необходимости создания и развития трансформируемого воспитательного пространства как ценностно-смыслового единства всех субъектов на основе событийного и феноменологического подходов. Эффективное управление развитием воспитательной системы в изменчивой действительности возможно через матрицы и разнообразные вариации вертикальных конструкций в структуре управления школы.
Ключевые слова: 
воспитательная система школы, воспитательное пространство, событийный подход, VUCA-мир, управление развитием, матричная структура
Библиографический список: 

1. Александрова Е. А. Форматы педагогического сопровождения в цифровой образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 2. – С. 30–43.
2. Беннис У., Нанус Б. Лидеры. – М.: Чарли, 2011. – 186 с.
3. Веселовский Д. П., Мосина Л. М. Теоретический анализ феномена лидерства в эпоху VUCA // Вестник университета. – 2018. – № 2. – С. 143–146.
4. Демакова И. Д., Шустова И. Ю. Педагог как воспитатель: значимые характеристики воспитательной деятельности, принцип со-бытийности в воспитании // Педагогическое искусство. – 2017. – № 2. – С. 100–108.
5. Иванова О. Э. Трансформация концепции управления человеком в организации // Креативная экономика. – 2019. – Т. 13, № 9. – С. 1651–1668.
6. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / под ред. Н. Л. Селивановой. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 249 с.
7. Коротких С. Н., Соколова М. Е. Воспитание в современной школе: проблемы и вызов // Народное образование. – 2021. – № 6. – С. 49–60.
8. Кривых Н. И., Кривых Л. Д., Багринцева О. Б. Современные образовательные технологии: интерактивность как принцип эффективности // Педагогические исследования. – 2020. – № 2. – С. 5–11.
9. Кушнир А. М. Насущно о воспитании и его «Примерной программе...» // Народное образование. – 2021. – № 6. – С. 23–25.
10. Лазарев В. С. Управление инновационными проектами в школе // Народное образование. – 2021. – № 2. – С. 103–113.
11. Лебедев О. Е. Конец системы обязательного образования // Вопросы образования. – 2017. – № 1. – С. 230–259.
12. Лустина Т. Н. Современные подходы к построению карьеры в VUCA-мире // Сервис в России и за рубежом. – 2019. – Т. 13, № 4 (86). – С. 169–177.
13. Мещерякова М. А., Шальнев О. Г., Филатова М. В. Стратегия развития универсальных навыков для VUCA-мира // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2020. – Т. 82, № 3 (85). – С. 279–283.
14. Мирошкина М. Р., Евладова Е. Б., Куракин А. В. Цифровое поколение в образовании: интерпретация результатов исследования // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2017. – № 6. – С. 12–17.
15. Моисеев А. М. Проектные команды общеобразовательной организации: становление, проблемы, вопросы сопровождения их деятельности // Народное образование. – 2020. – № 6. – С. 75–88.
16. Мудрик А. В. Рубеж веков – кризис школы как института // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – № 5. – С. 125–136.
17. Мудрик А. В. Социокультурные вызовы современной российской школе на макроуровне // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 1. – С. 117–124.
18. Ромм Т. А., Ромм М. В. Воспитание в цифровую эпоху // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2021. – Т. 10, вып. 4 (40). – С. 360–366.
19. Рязанова Н. Е., Моргун Д. В., Аргунова М. В. Формирование глобальных компетенций для VUCA-мира: зачем, чему и как учить? // Наука и школа. – 2021. – № 2. – С. 86–97.
20. Сафронова Е. М. Управление школьным воспитанием в рамках личностной парадигмы образования // Народное образование. – 2004. – № 6. – С. 157.
21. Селиванова Н. Л. Как обеспечить успешное развитие научной школы (обращаясь к научной школе Л. И. Новиковой) // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – Т. 1, № 4 (52). – С. 10–22.
22. Селиванова Н. Л. Апробация и внедрение примерной программы воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – Т. 2, № 1 (67). – С. 106–114.
23. Селиванова Н. Л. Думая о будущем воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – Т. 2, № 1 (36). – С. 6.
24. Соловьев Г. E. Событийный подход в воспитании школьников // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2009. – № 2. – С. 103–111.
25. Слободчиков В. И. Воспитание человеческого в человеке... механический конструктор или органическая система? // Народное образование. – 2021. – № 6. – С. 26–39.
26. Снетов С. С. Сотрудники HIPO как ключевая составляющая человеческих ресурсов современной компании // Актуальные проблемы экономики и управления. – 2021. – № 2 (30). – С. 44–47.
27. Степанов П. В. Структура и содержание примерной программы воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – Т. 2, № 1 (67). – С. 41–47.
28. Сусоев Д. В. О командной работе в VUCA-мире // Национальная безопасность и молодежная политика: киберсоциализация и трансформация ценностей в VUCA-мире: материалы Международной научно-практической конференции. – Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2021. – С. 74–79.
29. Фридман Т. Плоский мир 3.0. краткая история XXI века. – М.: АСТ, 2014. – 640 с.
30. Фрумин И. Д. Двенадцать решений для нового образования [Электронный ресурс]. – URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 09.05.2022).
31. Шакурова М. В. Культура образовательной организации в контексте теории воспитательных систем // Известия ВГПУ. – 2017. – № 4 (277). – С. 48–51.
32. Johansen R. Leaders Make the Future: Ten New Leadership Skills for an Uncertain World Kindle Edition. – 2nd edition. – UK: Berrett-Koehler Publishers, 2012. – 294 p.
33. Choo C. W. The knowing organization: How organizations use information to construct meaning, create knowledge and make decisions. – UK: Oxford University Press, 2006. DOI: 10.1093/acprof:oso/9780195176780.001.0001
34. Howard R., Abbas A. Foundations of Decision Analysis. – UK: Pearson, 2015.
35. Nandram Sharda S., Bindlish Puneet K. Managing VUCA Through Integrative Self-Management How to Cope with Volatility, Uncertainty, Complexity and Ambiguity in Organizational Behavior. – UK: Springer Publishing, 2017. – 498 p.