УДК: 
372.016:3*05/08+373
Дружинина Юлия Викторовна
Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, Новосибирский государственный педагогический университет, druzok5111@yandex.ru, Новосибирск

Актуальные проблемы организации ученических исследовательских проектов по обществознанию (из опыта городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5–8 классов)

Аннотация: 
Актуальность статьи обусловлена отсутствием отдельного исследования, обобщающего актуальные проблемы организации ученических исследовательских проектов по обществознанию на основе работ, поступивших на городской конкурс исследовательских проектов учащихся 5–8 классов в городе Новосибирске. Цель статьи – охарактеризовать актуальные проблемы организации школьных ученических проектных исследований обществоведческой направленности в городе Новосибирске. Методология исследования базируется на методе сравнения, анализе, синтезе, описании и методе контент-анализа, который позволяет выявить основные проблемы, которые разрабатывались школьниками в рамках исследовательских проектов. Результаты исследования. Определено, что большинство работ школьников, поступающих на городской конкурс исследовательских работ, посвящены вопросам повышения уровня финансовой грамотности населения и организации предпринимательской деятельности; семье, как важнейшему институту общества, выполняющему разнообразные функции; экологическим проблемам; различным аспектам духовной сферы жизни общества, изучению психологического аспекта обществоведческого знания; общению в сети, интернет-ресурсам. Автор на основе анализа работ школьников поясняет основные несоответствия проектных исследований школьников критериям оценивания. В статье обозначены перспективы в организации проектной исследовательской деятельности школьников обществоведческой направленности. В заключении делается вывод о важности участия школьников в конкурсе исследовательских проектов, так как проектная деятельность способствует развитию разнообразных умений и обществоведческих знаний у школьников.
Ключевые слова: 
обществознание, проектная деятельность, исследовательская деятельность, конкурс, образование
Библиографический список: 

1. Заикина Н. А. Метод проектов как способ формирования правовой компетенции учащихся на уроках обществознания // Вопросы педагогики. – 2019. – № 9–2. – С. 41–44.
2. Мачехина О. Н., Воскобойников В. В. Индивидуальный проект выпускника при подготовке к ЕГЭ по обществознанию // Преподавание истории в школе. – 2016. – № 1. – С. 61–64.
3. Пронькина Г. М. Проектно-исследовательская деятельность школьников как один из способов достижения образовательных результатов по истории и обществознанию // Научно-методический журнал «Поиск». – 2017. – № 4 (60). – С. 46–50.
4. Соболева О. Б. Опыт оптимизации проектно-исследовательской деятельности уча-щихся по обществознанию // Метаметодика как перспективное направление развития пред-метных методик: материалы Четвертой Всероссийской науч.-практ. конф. – СПб.: РГПУ, 2007. – С. 143–148.
5. Терентьева Е. В. Проектно-исследовательская деятельность на уроках обществознания // Вестник научных конференций. – 2021. – № 2–3 (66). – С. 90–92.
6. Шамигулова О. А. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся по обществознанию // Учитель Башкортостана. – 2012. – Т. 911, № 1. – С. 76–80.
7. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. – М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. – 76 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – URL: https://fgosreestr.ru/educational_standard/federalnyi-gosudarstvennyi-ob... (дата обращения: 15.06.2022).
9. Положением о городском конкурсе исследовательских проектов обучающихся 5–8-х классов [Электронный ресурс]. – URL: https://junior-nsk.ru/wp-content/uploads/2015/08/Приказ-ДО_НПК-5-8-классы_22.pdf (дата обращения: 15.06.2022).