УДК: 
378.046.4
Тарханова Ирина Юрьевна
Доктор педагогических наук, Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, tarhanova3000@mail.ru, Ярославль

ПСИХОЛОГО-АНДРАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: 
Статья посвящена роли и значению психолого-андрагогической диагностики в достижении образовательного результата слушателями системы дополнительного профессионального образования. В статье представлен авторский взгляд на сущность и содержание диагностики особенностей взрослых обучающихся, приступающих к освоению дополнительной профессиональной программы. Анализ результатов исследований ведущих ученых по вопросам образования взрослых и собственный практический опыт работы автора в системе дополнительного профессионального образования позволили сделать выводы о необходимости выявления на этапе входной диагностики образовательных установок и потребностей обучающихся, наличного уровня их профессиональной и социальной компетентности, идентификации барьеров, препятствующих обучению. Подчеркивается значимость выделенных диагностических компонентов в организации целенаправленной социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: 
дополнительное профессиональное образование, образование взрослых, андрагогика.
Библиографический список: 

1. Дейч Б. А. Дополнительное и общее образование: проблема демаркации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2013. – № 162. – С. 234– 243.
2. Змеёв С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых: монография. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 272 с.
3. Змеёв С. И. Компетентностная основа профессиональной подготовки и повышения квалификации преподавателя высшей школы 21 века // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2012. – № 16 (649) – С. 51– 62.
4. Иванищева Н. А. Образование взрослых в периоды реформирования образования // Казанский педагогический журнал. – № 1, 2010. – С. 170–179.
5. Ильин Г. Качество дополнительного профессионального образования // Журнал «Знание» № 1, – 2001. – [Электронный ресурс]. – URL: http://jornal.znanie.org/n1_01/kach_obraz.html (дата обращения 02.02.2013).
6. Онушкин В. Г. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. – СПб.: ИОВ, Воронеж: ВИПКРО, 1995. – 231 с.
7. Павлова Т. Л. Компетентностный подход как основа развития профессиональной мобильности // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 3. – С. 111–114.
8. Тарханова И. Ю. Дополнительное профессиональное образование в контексте реализации концепции обучения в течение всей жизни // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 9. – С. 147–151.
9. Татур Ю. Г. Институциональное образование и профессиональная деятельность личности с позиций концепции непрерывного образования // Высшее образование сегодня. – 2012. – № 4. – С. 22–25.
10. Тулупова О. В. Позиционное самоопределение взрослого обучающегося в образовательных процессах // Психология обучения. – 2010. – № 7. – С. 83–92.