УДК: 
37.0+316.7
Склярова Татьяна Владимировна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, tsklyarova@mail.ru, Москва

ТРАДИЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация: 
Исследована проблема передачи традиции как совокупности социального и культурного наследования и показано ее значение для социальной педагогики. Механизмы социального и культурного наследования традиции соотнесены с процессами социализации и воспитания. Выявлено, что педагогическим потенциалом социального наследования обладают содержание традиции и формы ее трансляции в обществе. Педагогическим потенциалом культурного наследования обладают носители традиции, методы ее передачи и принятые в традиции результаты ее усвоения. Охарактеризован теоретический концепт религиозной педагогики православного христианства в работах В. В. Зеньковского. Показано значение традиции для религиозной педагогики. Выявлены основные положения теории социального воспитания в православной традиции. Ценности и установки рассмотрены в контексте решения проблемы соотношения индивидуального и социального в человеке. Предложен план эмпирического исследования воспитательного потенциала в современном обществе.
Ключевые слова: 
традиция, социальное наследование, культурное наследование, религиозная педагогика, социальное воспитание, ценности и установки.
Библиографический список: 

1. Аверьянов В. В. Традиция и динамический консерватизм – М.: Институт динамического консерватизма, ООО «Центральный издательский дом», 2012. – 696 с.
2. Дубинин Н. П. Что такое человек. – М.: Мысль, 1983. – 883 с.
3. Дубинин Н. П., Шевченко Ю. Г. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека. – М.: Наука, 1976. – 235 с
4. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993. – 224 с.
5. Зеньковский В. В. Психология детства. – М.: Академия, 1996. – 346 с.
6. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. – 568 с.
7. Мудрик А. В. Социализация человека. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. – 623 с.
8. Розов М. А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. – М., 2008. – 352 с.
9. Ромм Т.А. Педагогика социального воспитания: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НПГУ, 2013. – 159 с.
10. Склярова Т. В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований // Вестник ПСТГУ IV. Педагогика. Психология. – 2009 . – № 4 (15). – С. 7–17.
11. Склярова Т. В. Религиозное воспитание в православной традиции: цели, содержание и структура // Вестник ПСТГУ IV. Педагогика. Психология. – 2010. – № 2 (17). – С. 15–25.
12. Чеснокова В. Ф. Язык социологии: Курс лекций. – М.: ОГИ, 2010. – 544 с.
13. Hamalainen J. Developing social pedagogy as an academic discipline // Anders Gustavsson, Hans-Erik Hermansson, Juha Hamalainen (eds.). Perspectives and Theory in Social Pedagogy. – Goteborg, Daidalos, 2003. – P. 133–153.
14. Thomas W. I., Znaniecki F. The Polish peasant in Europe and America. Monograph of Immigrant Group. Vol. I. Primary Group Organization. Boston: Richard G. Badger, The Gorham Press, 1918. ix, 526 p.