УДК: 
378+004.9
Классов Александр Борисович
Кандидат технических наук, доцент кафедры информационных систем и цифрового образования Института физико-математического, информационного и технологического образования, Новосибирский государственный педагогический университет, alklas@mail.ru, Новосибирск
Ступин Андрей Анатольевич
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информационных систем и цифрового образования Института физико-математического, информационного и технологического образования, Новосибирский государственный педагогический университет, aastupin@gmail.com, Новосибирск
Ступина Елена Евгеньевна
Кандидат педагогических наук, заместитель директора Института физико-математического, информационного и технологического образования, Новосибирский государственный педагогический университет, stupina.ee@yandex.ru, Новосибирск
Каменев Роман Владимирович
Кандидат педагогических наук, доцент, директор Института физико-математического, информационного и технологического образования, Новосибирский государственный педагогический университет, romank54.55@gmail.com, Новосибирск

Анализ основных моделей внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс школы

Аннотация: 
В статье рассматривается вопрос использования инфраструктуры средних образовательных учреждений для внедрения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебный процесс. Авторы анализируют возможные варианты построения материально-технического и программного обеспечения для наиболее эффективного использования ДОТ. Рассматриваются организационные аспекты внедрения ДОТ, варианты административных действий при наличии разного уровня комплектности коммуникационного, серверного, клиентского оборудования, необходимого для использования ДОТ. Цель статьи – сформулировать рекомендации по вопросам внедрения ДОТ для различных учебных заведений, позволяющие наиболее рационально распределить и использовать имеющиеся ресурсы. Методология и методы исследования. Методология исследования базируется на сравнительно-сопоставительном анализе научной литературы, анализе статистических данных Министерства просвещения Российской Федерации в целях выявления наиболее эффективных подходов при внедрении ДОТ в школьный учебный процесс. Результаты исследования, обсуждение. В работе выделено три основных модели использования ДОТ при реализации образовательных программ, в зависимости от кадровых, технических и материальных ресурсов школ. Рекомендации, сформулированные в статье, можно использовать для достижения образовательных результатов на основе использования цифровых технологий в учебном процессе. Заключение. Перспективы исследования связаны с решением проблемы внедрения ДОТ в образовательный процесс различных школ в современных условиях. Административному персоналу школ необходимо оценивать свои ресурсы и принимать меры для максимально продуктивного использования ДОТ в образовательном процессе.
Ключевые слова: 
цифровизация образования; цифровая образовательная среда; дистанционные образовательные технологии; техническая база ДОТ; образовательные интернет-сервисы
Библиографический список: 

1. Авдеева С. М., Уваров А. Ю., Тарасова К. В. Цифровая трансформация школ и информационно-коммуникационная компетентность учащихся // Вопросы образования. – 2022. – № 1. – С. 218–243. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-1-218-243.
2. Павельева Т. Ю., Шитов С. Б., Зименкова Н. Н. и др. Актуальные проблемы образования и науки в контексте развития цифровизации: коллективная монография / под ред. С. Б. Шитова. – М.: Янус-К, 2019. – 120 с.
3. Барщевский Е. Г. Облачные технологии // Общество. – 2022. – № 2-1 (25). – С. 12–16.
4. Горошков Д. Б., Большаков В. Н., Несмеянов П. П. Совершенствование электронного обучения в высших учебных заведениях на основе облачных вычислений // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 2-1 (65). – С. 74–79. DOI: 10.24412/2500-1000-2022-2-1-74-79.
5. Даутова О. Б., Крылова О. Н. Педагогические технологии для старшей школы в условиях цифровизации современного образования: учебно-методическое пособие для учителей. – СПб.: Издательско-полиграфический центр «КАРО», 2020. – 176 с.
6. Захарова О. А., Ядровская М. В. Опыт создания системы компьютерного тестового контроля учебных достижений // Вестник МНЭПУ. – 2019. – № 51. – С. 304–306.
7. Самигулина Г. А., Самигулина З. И. Когнитивная технология дистанционного профессионального технического обучения с использованием унифицированной искусственной иммунной системы // Образовательные ресурсы и технологии. – 2022. – № 1 (38). – С. 23–30. DOI: 10.21777/2500-2112-2022-1-23-30.
8. Каменев Р. В., Ступина Е. Е., Ступин А. А., Классов А. Б., Сартаков И. В. Разработка модели повышения уровня владения сквозными цифровыми технологиями в условиях персонализации образовательных траекторий школьников // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 1. – С. 19–32.
9. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. – М.: Высшая школа экономики, 2019. – 344 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1990-5.
10. Чикова О. А., Расахацкая Е. В., Сартаков И. В. Особенности когнитивной флексибильности участников рынка труда г. Новосибирска // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2021. – № 4 (47). – С. 40–48. DOI: 10.18323/2221-5662-2021-4-40-48.
11. Чуряева А. М. Облачные вычисления как метод снижения затрат на ИТ // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2022. – № 17. – С. 71–75.
12. Anupan A., Chimmalee B. A Concept Attainment Model Using Cloud-based Mobile Learning to Enhance the Mathematical Conceptual Knowledge of Undergraduate Students // International Journal of Information and Education Technology. – 2022. – Vol. 12, no. 2. – P. 171–178. DOI: 10.18178/ijiet.2022.12.2.1601.
13. Degambur L. N., Armoogum S., Pudaruth S. A Study of Security Impacts and Cryptographic Techniques in Cloud-based e-Learning Technologies // International Journal of Advanced Computer Science and Applications. – 2022. – Vol. 13, no. 1. – P. 58–66. DOI: 10.14569/IJACSA.2022.0130108.
14. Shidaganti G., Laxmi M., Prakash S., Shivamurthy G. Identification of Workflow Patterns in the Education System: A Multi-faceted Approach // Lecture Notes on Data Engineering and Communications Technologies. – 2022. – Vol. 101. – P. 565–584. DOI: 10.1007/978-981-16-7610-9_42.
15. Petrov V. A. Information technologies in education // Information Technology. Problems and Solutions. – 2020. – No 1 (10). – P. 59–63.
16. Tosheva E. P. Cloud technologies in education // Современные научные исследования и инновации. – 2021. – No. 11 (127).