УДК: 
37.012
Неценко Ольга Викторовна
Кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, onecenko@yandex.ru, Воронеж
Сулимин Кирилл Эдуардович
аспирант кафедры социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, sulimin.97@mail.ru, Воронеж

Средовые технологии и особенности их использования в воспитательном процессе

Аннотация: 
В статье рассмотрены различные трактовки понятия «средовые технологии», сущность средовых технологий в контексте решения задач воспитания и особенности их использования в практике воспитательной деятельности с учетом рисков и ограничений. Цель статьи. Выяснить, насколько глубоко изучено в педагогике понятие «средовые технологии» применительно к воспитательному процессу и воспитательной деятельности, каковы возможности средовых технологий в решении актуальных задач воспитания, каковы особенности использования средовых технологий педагогами-воспитателями, дать классификацию средовых технологий. Методология и методы исследования. Методология представлена: 1) средовым подходом, предполагающим изучение не только влияний среды на развитие личности, но и различных аспектов преобразования среды как условия решения задач воспитания, а также фиксирующим внимание на использовании составляющих образовательной и социокультурной сред в процессе воспитания; 2) системным подходом, рассматривающим среду воспитательной организации как компонент воспитательной системы, а взаимодействие со средой (внутренней и внешней) и её позитивные преобразования как средство воспитания, изучающим среду в совокупности с другими воспитательными воздействиями; 3) синергетическим подходом, анализирующим сущность самоорганизующихся процессов в воспитательной среде наряду с запланированными действиями. Результаты исследования. Под средовыми технологиями авторы понимают определенный порядок (алгоритм) действий педагога, направленный на решение задач воспитания и позитивной социализации ребенка, по диагностике, проектированию, моделированию, преобразованию и использованию потенциала среды (образовательной, воспитательной, социокультурной и др.). Наряду с понятием средовые технологии используются понятия «технологии средового подхода к воспитанию», «технологии средового проектирования», «технологии оздоровления среды». Все эти понятия можно объединить под термином «технологии средового порядка». Рассматривая классификации средовых технологий, авторы пришли к выводу, что большая часть исследователей основой разделения средовых технологий на типы и подвиды считает функции средовых технологий. Заключение. Использование в воспитательном процессе средовых технологий, когда воспитанник воспринимается как часть преобразуемой, оздоровляемой, изучаемой, наполняемой смыслами и ценностями среды, позволит реализовать на практике такие актуальные педагогические идеи и принципы деятельности, как сотрудничество, самостоятельность, коллективно-творческая деятельность, саморазвитие, самоуправление, ответственность, открытость, взаимопомощь.
Ключевые слова: 
воспитательный процесс; средовый подход; средовые технологии; средства воспитания; технологии среды
Библиографический список: 

1. Белозерцев Е. П., Щербакова И. Б. Культурно-образовательная среда провинции и здоровый образ жизни студента (теоретико-методологический аспект): монография. – Воронеж: Типография им. И. А. Болховитинова, 2016. – 247 c.
2. Беляев Г. Ю. Некоторые выводы и размышления по результатам сравнительного анализа действующих программ воспитания и социализации обучающихся // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 6. – С. 7–21.
3. Гарашкина Н. В., Дружинина А. А. Инновационные технологии обеспечения социального здоровья // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2016. – Т. 21, вып. 10 (162). – С. 72–81. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-72-81.
4. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. – 2-е изд., перераб. – М.; Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. – 157 с.
5. Мирошкина М. Р. Воспитание в неопределенное будущее как отражение реальности настоящего // Сибирский педагогический журнал. – 2021. – № 4. – С. 117–127.
6. Нечаев М. П. Методика коллективного анализа и планирования воспитательного процесса в классном коллективе: метод. рекомендации // Классный руководитель: науч.-метод. журнал. – 2009. – № 8. – С. 132–138.
7. Нечаев М. П. Рефлексивные технологии воспитания в формировании толерантности школьников // Ресурсы инновационного развития образовательных систем: сб. статей. – М.: Веллтон, 2008. – С. 98–102.
8. Нечаев М. П., Фролова С. Л. Реализация средовых технологий в образовательной системе: технологический аспект // Образовательная среда: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2018. – С. 37–44.
9. Фролова С. Л. Реализация средового подхода к воспитательной деятельности образовательной организации // Академический вестник Академии социального управления. – 2017. – № 1 (23). – С. 11–17.
10. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
11. Шакурова М. В., Неценко О. В. Среда и пространство как педагогический феномен. – Воронеж: ВГПУ, 2015. – 168 с.
12. Ясвин В. А. Проектирование развития школы. – М.: Чистые пруды, 2011. – 40 с.
13. Ясвин В. А. Технология средового проектирования в образовании // Социально-политические исследования. – 2020. – № 1. – С. 74–93.