Шульга Ирина Ивановна
Доктор педагогических наук, профессор, Новосибирский государственный педагогический университет, shulga.61@mail.ru, Новосибирск
Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению и обоснованию новых форм профессионального образования студентов педагогического вуза, связанных с расширением их профессиональной самореализации в области досугово-воспитательных практик. В статье актуализируются технологические аспекты профессиональной подготовки классных руководителей к воспитательной работе с обучающимися в контексте включения внеурочной деятельности во ФГОС основного общего образования, внедрения примерной программы воспитания, в которой отмечается воспитательный потенциал детских досуговых практик в школе. В основе такой подготовки – ориентация на овладение студентами комплексом специальных знаний, умений и навыков, а также приобретение самостоятельного опыта досугово-воспитательной деятельности в образовательном процессе и профессиональной педагогической практике.
Цель статьи – обосновать необходимость и раскрыть возможности анимационных образовательных технологий как одного из вариантов научно-методического сопровождения образовательной деятельности и профессиональной педагогической практики в вузе для овладения студентами комплексом специальных знаний, умений и навыков, а также приобретения ими самостоятельного опыта досугово-воспитательной деятельности. Эффективное осуществление деятельности классного руководителя на основе методологии педагогической анимации рассматривается в статье как актуальная необходимость и практическая возможность для современной школы.
Методология. Исследование проводилось на основе реализации модели научно-методического сопровождения подготовки студентов педагогического вуза к педагогической анимации. Данная модель предполагала организацию образовательного процесса в виде совокупности личностно ориентированных образовательных технологий, предусматривающих: приоритет субъектно-смыслового обучения по сравнению с информационным, использование коммуникативных ситуаций, игрового моделирования, педагогической импровизации, элементов театральной педагогики. Это обеспечило возможность развития у студентов организаторских, коммуникативных, рефлексивно-аналитических способностей, необходимых и достаточных для эффективной деятельности в качестве классных руководителей.
В заключении делается вывод о том, что анимационные образовательные технологии при условии их адаптации к рекомендациям примерной программы воспитания могут рассматриваться в качестве одного из вариантов научно-методического сопровождения подготовки студентов педагогического вуза в качестве классных руководителей.
Ключевые слова:
программа воспитания; классный руководитель; педагогическая анимация; профессиональная подготовка педагога; анимационные образовательные технологии
Библиографический список:
1. Андриенко Е. В. Педагогический профессионализм. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – 188 с.
2. Аникеева Н. П., Винникова Г. В., Смирнов С. А. Режиссура педагогического взаимодействия: учеб. пособие. – Новосибирск: НГПИ, 1991 (1992). – 90 с.
3. Горева О. М., Осипова Л. Б. Современное состояние дистанционного образования в российском вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2–1. – С. 25–30.
4. Задорина О. С. Сущность и принципы педагогической режиссуры // Образование и наука. Известия УрО РАО. – 2010. – № 7. – С. 46–55.
5. Казанский О. А. Педагогика как любовь. – М.: Рос. пед. агентство, 1996. – 133 с.
6. Колосова Е. Б. Применение приемов театральной и игровой педагогики в контексте тьюторского анализа учебного занятия // Опыт подготовки тьюторов для образовательных учреждений г. Москвы. – М.: Карпов .Е. В., 2015. – С. 36–43.
7. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. – М.; СПб.: Нестор-История, 2014. – 376 с.
8. Шмаков С. А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: ЦГЛ, 2005. – 331 с.
9. Шульга И. И. Профессиональная подготовка педагогов – организаторов детского досуга в теории и практике педагогической анимации: монография. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. – 200 с.
10. Шульга И. И. Педагогическая анимация: детский досуг и неформальное образование: учебное пособие. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2018. – 158 с.
11. Boucheix J. M., Forestier C. Reducing the transience effect of animations does not (always) lead to better performance in children learning a complex hand procedure // Computers in Human Behavior. – 2017. – Vol. 69, № C. – P. 358–370.
12. Anderson С. School Health. – St. Louis: Mosby, 1964. – 551 p.