УДК: 
37.022
Скрыпникова Екатерина Михайловна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, katrine13@mail.ru, Новосибирск

Формы работы классного руководителя с обучающимися в условиях современных вызовов и запросов

Аннотация: 
Введение. Государственный запрос к реализации воспитания с каждым годом расширяется. Он отражен в таких документах, как «Стратегия развития воспитания», инициатива «Десятилетие детства», указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ» и др. Его содержание в сочетании с изменяющимися социальными тенденциями актуализирует поиск методических инструментов реализации воспитания в образовательной организации, в том числе, в деятельности классного руководителя. В связи с этим цель статьи – охарактеризовать методические особенности организации форм работы классного руководителя, способствующих реализации индивидуального и диалогового подходов в воспитании. Методология исследования. В основу раскрытия современных тенденций развития детства взяты актуальные идеи психологических, социологических, педагогических исследований. Сущность форм деятельности классного руководителя раскрывалась с опорой на диалогический и личностный подходы. Результаты исследования. В статье представлены три тенденции развития современного детства (недостаток полноценного общения; конкуренция между взрослым как значимым источником информации и современными гаджетами, технологиями получения информации; работа классного руководителя с разными группами детей (одаренные, с особыми образовательными потребностями, инфантильные, одинокие, агрессивные и т. д.) в свете инклюзивного процесса и современных тенденций). Таковыми выступают Case study, тренинг, мозговой штурм. В статье представляется методическая конструкция данных форм с раскрытием их воспитательного потенциала. Заключение. Деятельность классного руководителя на уровне использования форм деятельности составляет конкретный уровень методики воспитания и может эффективно реализовываться при учете современных тенденций развития детства с опорой на диалогический и личностный подходы.
Ключевые слова: 
классный руководитель; формы воспитания; case study; тренинг; мозговой штурм; методика воспитания; детство
Библиографический список: 

1. Бакли Р., Кейпл Дж. Теория и практика тренинга. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.
2. Демакова И. Д. Идеология, логика и содержание воспитательной деятельности современного классного руководителя // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2009. – Т. 15, № 3. – С. 173–177.
3. Долгоруков А. М. Сase stady как способ понимания // Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. – М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. – С. 21–44.
4. Майорова-Щеглова С. Н. Трансформации детства в начале XXI в.: к уточнению концепции социального конструирования детства // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». – 2014. – № 4 (126). – С. 173–183.
5. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.
6. Палецкая Т. В., Рюмина Т. В. Ребенок 21 века: проблемы, перспективы развития [Электронный ресурс] // Интерактивное образование. – 2014. – № 52. – URL: http://io.nios.ru/articles2/1/9/rebenok-21-veka-problemy-perspektivy-raz... (дата обращения: 23.07.2022).
7. Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений: учеб. пособие. – 3-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2012. – 318 с.
8. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг в школе. – 2-е изд., дополн. и перераб. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 640 с.
9. Селиванова Н. Л. Реалии и возможности деятельности классного руководителя // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2009. – Т. 15, № 3. – С. 171–173.
10. Смирнова Ж. В., Ваганова О. И., Карпова М. А. Роль технологии дискуссионного обучения в формировании коммуникативных компетенций обучающихся // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2018. – Т. 9, № 9-2. – С. 113–116.
11. Титова Е. В. Если знать, как действовать. – М.: Просвещение, 1993. – 191 с.
12. Фельдштейн Д. И. Современное Детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. – 2009. – № 2 (19). – С. 28–32.
13. Филипова А. Г. Социальное пространство детства: принципы маркирования территорий // Журнал исследований социальной политики. – 2012. – № 10 (1). – С. 79–94.
14. Garvin David A. Making the Case. Professional education for the world of practice [Электронный ресурс] // Harvard Magazine. September-October 2003. – URL: https://www.harvardmagazine.com/2003/09/making-the-case-html (дата обращения: 23.07.2022).
15. Scholtz D. Case studies as pedagogy for reading development within a vocational education context [Электронный ресурс] // Southern African Linguistics and Applied Language Studies. 2017. – URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Case-studies-as-pedagogy-for-readi... (дата обращения: 23.07.2022).