УДК: 
378.048.2
Серякова Светлана Брониславовна
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, umkped@mail.ru, Москва

Факторы и барьеры саморазвития аспирантов в контексте непрерывного педагогического образования

Аннотация: 
Статья посвящена анализу проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, которая устойчиво находится в зоне внимания академического сообщества и сегодня актуализировалась в связи с переходом в текущем году аспирантской подготовки на новую модель, являясь важным компонентом непрерывного педагогического образования в обеспечении воспроизводства кадров для высшей школы. Отмечается необходимость использования ресурса саморазвития будущих педагогов высшей школы, их готовности к обучению и самообразованию. В результате данного исследования определены уровни значимости факторов творческого саморазвития педагогов высшей школы по четырем группам – социальных, организационно-педагогических, психолого-педагогических, психологических (личностных) и барьеров саморазвития, выявленных в результате проведенного анкетирования российских и иностранных аспирантов. Показаны результаты сравнительного анализа полученных данных. Цель статьи – определение уровня значимости факторов и выявление барьеров саморазвития российских и иностранных аспирантов на основе анкетирования, сравнительный анализ полученных данных. Методология и методы. Методологию исследования составили положения теории профессионально-личностного развития педагога В. А. Сластенина, становления педагога субъектом саморазвития в контексте непрерывного педагогического образования. Применялись теоретические (анализ научной информации, сравнение, обобщение) и эмпирические (анкетирование, анализ продуктов деятельности аспирантов) методы исследования. Результаты. Определены и проанализированы уровни значимости четырех групп факторов саморазвития будущих педагогов высшей школы – российских аспирантов и аспирантов из других стран, а также барьеры саморазвития, отмеченные аспирантами. Наиболее значимые факторы саморазвития российских аспирантов – психологический (личностный) и профессионально-педагогический, самый существенный барьер – социальный (в т. ч. отсутствие жилищных условий, низкая заработная плата). У иностранных аспирантов наиболее значимыми факторами определены профессионально-педагогический и социальный, барьерами являются организационно-педагогический и социальный факторы. Предложены варианты направлений деятельности организации по снижению барьеров саморазвития аспирантов.
Ключевые слова: 
факторы и барьеры саморазвития; аспиранты; подготовка аспирантов; преподаватель высшей школы; непрерывное педагогическое образование
Библиографический список: 

1. Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2013. – 500 с.
2. Батракова И. С., Глубокова Е. Н., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30, № 8-9. – С. 9–19. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-9-19
3. Бекова С. К., Груздев И. А., Джафарова З. И., Малошонок Н. Г., Терентьев Е. А. Портрет современного российского аспиранта. – М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 60 с.
4. Бедный Б. И., Бекова С. К., Рыбаков Н. В., Терентьев Е. А., Ходеева Н. А. Профессиональная аспирантура: мировой опыт и российский контекст // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30, № 10. – С. 9–21. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-9-21
5. Бедный Б. И., Дятлова К. Д., Рыбаков Н. В. Государственный экзамен как способ оценки преподавательских компетенций выпускников аспирантуры // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28, № 5. – С. 52–62. DOI: https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-5-52-623.
6. Бедный Б. И., Миронос А. А., Рыбаков Н. В. Аспирантура как институциональный ресурс подготовки кадров для науки и высшей школы (статья 1) // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28, № 8-9. – С. 44–54. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-44-54
7. Бедный Б. И., Миронос А. А., Рыбаков Н. В. Как российская аспирантура выполняет свою главную миссию: наукометрические оценки // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28, № 10. – С. 9–24. DOI: https://doi.org/10.31992/ 0869-3617-2019-28-10-9-24
8. Бедный Б. И., Сапунов М. Б. и др. Новая модель российской аспирантуры: проблемы и перспективы (круглый стол) // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28, № 1. – С. 130–146.
9. Биричева Е. В., Фаттахова З. А. Эффективность взаимодействия научного руководителя и аспиранта в вузе и в академии наук // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30, № 1. – С. 9–22. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-9-22
10. Боголепова С. В., Шадрова Е. В. Компетенции лучших преподавателей: сравнительный анализ мнений студентов классического и исследовательского университетов // Педагогика и психология образования. – 2021. – № 3. – С. 73–94.
11. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Шатилов А. Б., Парма Р. В. Параметры и векторы развития педагогической аспирантуры в России и в мире: результаты глобального исследования ведущих университетов // Высшее образование в России. – 2022. – Т. 31, № 1. – С. 24–41. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-24-41
12. Глубокова Е. Н. Вариативность подготовки преподавателя современного вуза к решению профессиональных задач // РГПУ им. А. И. Герцена. – 2014. – № 167. – С. 114–122.
13. Груздев И. А., Терентьев Е. А. Данные против мифов: результаты социологического исследования // Высшее образование в России. – 2017. – № 7 (214). – С. 89–97.
14. Зырянов В. В. Научный руководитель: между вызовами времени и реалиями высшего образования // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28, № 10. – С. 25–37. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-10-25-37.
15. Караваева Е. В., Костенко О. А., Маландин В. В., Мосичева И. А. Программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре как базовый инструмент укрепления кадрового потенциала российской науки // Высшее образование в России. – 2022. – Т. 31, № 1. – С. 9–23. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-9-23
16. Кашина М. А. Негативные последствия реформирования российской аспирантуры: анализ и пути минимизации // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29, № 8/9. – С. 55–70. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-55-70
17. Климова А. С., Красинская Л. Ф. Индивидуальные образовательные траектории аспирантов: принципы проектирования и условия внедрения (на примере технического вуза) // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30, № 11. – С. 110–124. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-11-110-124
18. Красинская Л. Ф., Климова А. С. Аспирантура в ожидании перемен: насколько к ним готовы аспиранты и их научные руководители? // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29, № 3. – С. 24–36.
19. Малошонок Н. Г., Бекова С. К., Жучкова С. В. Как сохранить качество при росте: практики преодоления негативных последствий массовизации аспирантуры // Высшее образование в России. – 2022. – Т. 31, № 5. – С. 25–45. DOI: 10.31992/0869-3617-2022- 31-5-25-45
20. Матушанский Г. У., Завада Г. В., Матушанская Ю. Г. Барьеры в аспирантской подготовке и при защите кандидатской диссертации // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28, № 8–9. – С. 55–66. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-55-66
21. Муратова Е. И., Попов А. И., Ракитина Е. А. Технология формирования готовности выпускнико в аспирантуры к преподавательской деятельности // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2017. – № 1. – С. 52–59.
22. Полякова Т. Ю., Приходько В. М. Компетенции преподавателя технического вуза // Высшее образование в России. – 2022. – Т. 31, № 7. – С. 61–78. DOI: 10.31992/0869- 3617-2022-31-7-61-78
23. Попова Н. Г., Биричева Е. В. Подготовка молодых учёных в аспирантуре: поиск единого ориентира // Высшее образование в России. – 2017. – № 208 (1). – С. 5–14.
24. Рыбаков Н. В. Современная модель российской аспирантуры: пилотное исследование первого выпуска // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27, № 7. – С. 86–95. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-7-86-95.
25. Сенашенко В. С. О престиже профессии «преподаватель высшей школы», ученых степеней и ученых званий // Высшее образование в России. – 2017. – № 2 (209). – С. 36–44.
26. Сероштан М. В., Артамонова К. А., Акимова Г. З., Бережная Е. В., Сероштан Е. В. Российская аспирантура: проблемы и ключевые факторы развития в контексте глобальных трендов // Высшее образование в России. – 2022. – Т. 31, № 5. – С. 46–66. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-5-46-66
27. Усольцев А. П. Феномен педагогического непрофессионализма преподавателей вузов // Педагогическое образование в России. – 2022. – № 3. – С. 26–41.
28. Чучалин А. И. Подготовка аспирантов к педагогической деятельности в высшей школе // Высшее образование в России. – 2017. – № 8/9 (215). – С. 5–21.
29. Clegg S. Academic identities under threat? // British educational research journal. – 2008. – Vol. 34. – P. 329–345. DOI: 10.1080/01411920701532269
30. Schmidt H. G., Cohen-Schotanus J., van der Molen H. T., Splinter T. A. W., Bulte J., Holdrinet R., van Rossum H. J. M. Learning more by being taught less: a “time-for-self-study” theory explaining curricular effects on graduation rate and study duration // Higher education. – 2010. – Vol. 60. – P. 287–300. DOI: 10.1007/s10734-009-9300-3
31. Zukas M., Malcolm J. Reassembling academic work: a sociomaterial investigation of academic learning // Studies in continuing education. – 2019. – Vol. 41. – P. 259–276. DOI: 10.1080/0158037X.2018.1482861