УДК: 
378.147
Буланкина Надежда Ефимовна
Доктор философских наук, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иноязычного образования, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, nebn@yandex.ru, Новосибирск
Цыбанёва Валентина Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент Института иностранных языков, Московский городской педагогический университет, valentinatsybaneva@yandex.ru, Москва
Серединцева Анна Сергеевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и социально-гуманитарных дисциплин, Волжский филиал Волгоградского государственного университета, anna_seredinceva@mail.ru, Волжский

Ценностные приоритеты профессионального иноязычного образования: средовый подход

Аннотация: 
В пространстве неясных ценностных установок современного социума вопросы аксиологизации профессионального иноязычного образования становятся все более значимыми в аспекте формирования поликультурной картины мира личности, для которой лидерство, ответственность, профессионализм, коммуникативные компетенции, творческое отношение к профессии находятся в фокусе пристального внимания. Целевая установка данного микроисследования связана с поиском организационно-педагогических и научно-методических средств создания развивающей образовательной среды обеспечения и методической поддержки ценностного контекста содержательной технологичности как важного статуса современного профессионального образования в аспекте повышения значимости языковой подготовки личности обучающихся. Теоретико-методологические приоритеты проведенного исследования – лидерство, профессионализм и компетентность – составляют базу моделирования и проектирования ценностного контекста инновационных развивающих педагогических практик, в основании которых языковая личность и ее мотивационная готовность к подлинной коммуникации в условиях драматизации как значимой и наиболее оптимальной технологии совершенствования иноязычной речевой деятельности. В результате проведенного исследования иноязычная речевая деятельность представлена как процесс культурного самоопределения личности в структуре авторского обучающего и развивающего курса по формированию произносительной сферы речи в ракурсе сопоставительного анализа родного и иностранного языка. Результаты поискового исследования отражены в презентации многоуровневой модели формирования содержательной технологичности как ценности на примере использования драматизации в реальном учебном процессе профессионального иноязычного образования. Заключение содержит перспективы использования авторских педагогических и научно-методических находок с учетом ценностных приоритетов образовательных направлений профессионального образования. Статья может быть полезна исследователям, преподавателям вузов, учителям и методистам общеобразовательных организаций, занимающимся идентичными проблемами.
Ключевые слова: 
драматизация; произносительные навыки; фонетико-фонологическая компетенция; внутренняя речь; принципы драматизации; курс «Обучаем произношению с помощью драматизации»
Библиографический список: 

1. Буланкина Н. Е., Малахова Н., Егорова Е. и др. Доминирующие ценности образовательных пространств профессионального развития трансграничных регионов в аспекте постмодернизма // E3S Web of Conferences: 8, Ростов-на-Дону, 19–30 августа 2020 года. – Ростов н/Д, 2020. – С. 22017. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021022017.
2. Квечень-Недзеля Э., Полёк К., Мала Э. Драматические техники как корреляты тревожности при говорении на английском языке // Интеграция образования. – 2020. – № 24 (1). – С. 98–110. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.098.024.202001.098-110.
3. Кошелева И. Н. Обучение английскому произношению: современные тенденции в зарубежных исследованиях // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – Т. 1, № 5 (54). – С. 135–150. DOI: https://doi.org/10.24411/2224-0772-2018-10009.
4. Тарева Е. Г. Межкультурный подход к подготовке современных лингвистов // Межкультурное многоязычное образование как фактор социальных трансформаций: становление и развитие научной школы: сб. науч. ст. – М.: Языки Народов Мира, 2021. – С. 34–44.
5. Цыбанева В. А. Формирование фонетико-фонологической компетенции студентов в рамках модульного обучения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2008. – № 9 (33). – С. 208–211.
6. Щепилова А. В. Когнитивизм в лингводидактике: истоки и перспективы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. – 2013. – № 1 (11). – С. 45–55.
7. Bygate M. Speaking. – London: Oxford University Press, 1987. – 121 p.
8. Carkin G. Drama for Pronunciation [Электронный ресурс] // Compleat Links. – 2004. – Vol. 1, Issue 5. – URL: https://www.tesol.org/read-and-publish/journals/other-serial-publication...(winter-2004)/drama-for-pronunciation (дата обращения: 14.08.2022).
9. Gasparro M., Falletta B. Creating drama with poetry: teaching English as a second language through dramatization and improvisation // Eric Digest. – Washington DC: Eric Clearinghouse on Language Linguistics, 1994. – URL: https://www.ericdigests.org/1994/drama.htm (дата обращения: 14.08.2022).
10. Gaudart H. Using drama techniques in language teaching” // Language teaching methodology for the nineties. Anthology. Series 24 / ed. A. Sarinee. – Singapore: Regional Language Centre, 1990. – P. 230–249. – URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED366181.pdf (дата обращения: 14.08.2022).
11. Giebert S. Drama and theatre in teaching foreign languages for professional purposes // Cahiers de l’APLIUT. – 2014. – Vol. XXXIII, N1. – P. 138–150. DOI: https://doi.org/10.4000/apliut.4215.
12. Godfrey T. Drama in English Language Teaching: a whole-person learning approach [Электронный ресурс] // Teacher development, teacher training and whole person learning, teacher training courses such as CELTA and DELTA and news from ITI’s global community. – 2010. – URL: http://tomgodfrey.wordpress.com/2010/08/15/drama-in-english-language-tea... (дата обращения: 14.08.2022).
13. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. – London: Longman, 2001. – 384 p.
14. Holden S. Drama in Language Teaching. – London: Longman, 1982. – 84 p.
15. Kao S. M., O’ Neill C. Words into worlds: Learning a second language through process drama. – London: Ablex Publishing Corporation, 1998. – 167 p.
16. Korkut P., Çelik Ö. Developing pronunciation through creative drama // The Language Learning Journal. – 2018. – № 49 (2). – P. 147–159. DOI: https://doi.org/10.1080/09571736.2018.1491058.
17. Kuimova M. V., Uzunboylu H., Startseva D. A., Devyatova K. P. Advantages of extracurricular drama activities in foreign language teaching // Ponte. – 2016. – Vol. 72, Issue 6. – P. 52–56. DOI: https://doi.org/10.21506/j.ponte.2016.6.4.
18. Maley Al., Duff Al. Drama Techniques in Language Learning: a resource book of communication activities for language teachers. – Cambridge: Cambridge University Press, 1996. – 246 p.
19. Messum P. Teaching pronunciation without using imitation: Why and how // Proceedings of the 3rd Pronunciation in Second Language Learning and Teaching Conference. – Ames, IA: Iowa State University, 2012. – P. 154–160.
20. Nunan D. Designing Task for the Communicative Classroom. – Cambridge: Cambridge University Press, 1993. – 211 p.
21. Pourhosein Gilakjani A. What Factors Influence the English Pronunciation of EFL Learners? // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). – 2016. – № 6 (2). – P. 314–326.
22. Sarıçoban A., Arslan D. Using creative drama to improve pronunciation for young learners // Eurasian Journal of Language Teaching and Linguistic Studies. – 2022. – № 2 (1). – P. 166–182. – URL: https://www.eajltls.com/index.php/home/article/view/34/14 (дата обращения: 14.08.2022).
23. Scovel Th. Psycholinguistics. – London: Oxford University Press, 2004. – 133 p.
24. Slade P. An Introduction to Child Drama. – London: Longman Group Ltd, 1967. – 379 p.
25. Tareva E. G. Intercultural content of a foreign language textbooks: Concept, texts, practices // XLinguae. – 2017. – Vol. 10, No 3. – P. 246–255. – DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2017.10.03.20.
26. Vygotsky Lev Thought and Language. – Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 1986. – 287 p.
27. Watkins B. Drama and Education. – London: Botsford Academic and Education Ltd, 1981. – 168 p.
28. Way B. Development Through Drama. – London: Longman Group Ltd, 1967. – 308 p.
29. Wessel Ch. Drama. – London: Oxford University Press, 1987. – 137 p.