Янова Марина Геннадьевна
Доктор педагогических наук, профессор, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, ymg_boss@mail.ru, Красноярск
Шевчук Юлия Валентиновна
Кандидат педагогических наук, доцент, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, shevjulia@mail.ru, Красноярск
Аннотация:
Раскрывается сущность научно-методологического и методического сопровождения педагогов. Рассматриваются факторы и условия сопровождения учителей, заявляются формы методического сопровождения, реализуемые методической службой образовательной организации.
Цель статьи: показать сущность научно-методологического и методического сопровождения, выявить функции и условия его реализации.
Методология. С целью изучения предпосылок «запуска» процессов саморегуляции и творческих инициатив педагога в профессиональной деятельности и необходимости использования дифференцированного подхода при сопровождении педагогов в образовательной организации использовался метод анкетирования. Испытуемым предлагались методики по выявлению затруднений в профессиональной деятельности, по выявлению необходимости сопровождения педагогов в процессе деятельности наставниками и участия их в программе наставничества. Результаты исследования проявились в конкретных количественных и качественных показателях: 16 из 18 молодых педагогов подтвердили, что осознают необходимость сопровождения более опытными наставниками: им необходима помощь в организации образовательного процесса, в решении воспитательных задач
с обучающимися. В части научно-методического и научно-методологического сопровождения начинающие педагоги (все 18 чел.) отметили, что нуждаются в поддержке по разработке и реализации учебных пособий, программ и других нормативных документов, подготовке научных статей, проведению исследований.
Перед реализацией программы потенциальным участникам предлагались опросники, ответы на вопросы, в которых и определили их стремление стать настоящим профессионалом. Так, на вопрос «Хотели бы вы повысить свой профессиональный уровень?» 18 чел. (100 %) подтвердили свое стремление; на вопрос «Необходима ли вам поддержка и сопровождение опытных наставников?» 16 чел. (83 %) ответили положительно; на вопрос «Готовы ли вы к самосовершенствованию и саморазвитию?» 18 чел. (100 %) дали утвердительные ответы. В процессе реализации программы наставничества молодые педагоги участвовали в разработке групповых проектов, коллективно с обучающимися решали задачи в рамках кейс, квест, триз-технологий. По завершении педагогических воздействий молодые педагоги стали более уверенно чувствовать себя в решении образовательных и воспитательных задач с воспитанниками, не испытывали затруднений в умении выстраивать траектории взаимодействия, проявляли способность к формированию комфортного психологического климата в классе. Обучающиеся под руководством молодых педагогов, объединенные единым мотивом, стали проявлять заинтересованность к обучению, с интересом принимали участие в творческом проектировании, продуктивно реализовывали идеи педагога, что свидетельствует об адекватном отношении большей части респондентов к необходимости повышать свой профессиональный рост.
Ключевые слова:
сопровождение; научно-методологическое и методическое сопровождение педагогов; образовательная организация; дифференцированный подход
Библиографический список:
1. Берулава М. Н., Берулава Г. А. Технология индивидуализации обучения на основе учета когнитивного стиля. – Бийск, 1996. – 34 с.
2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.
3. Галицки Е. О. Инновационная технология «Список» на современном уроке личностно-ориентированного обобщения и систематизации знаний // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования: сб. науч. статей. – СПб., 2013. – С. 191–198.
4. Гребёнкина Л. К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного образования: монография. – 2-е изд., испр. и доп. – Рязань, 2006. – 224 с.
5. Гребенкина Л. К., Байкова Л. А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии, Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.
6. Давлятшина О. В. Научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития педагогов образовательной организации: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Киров, 2017. – 25 с.
7. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионализма. − М.: РАГС, 2000. − 125 с.
8. Краевский В. В. Методология педагогики: пособ. для педагогов-исследов. – Чебоксары: Чуваш. ун-т, 2001. – 244 с.
9. Милованова Н. Г. Продуктивность образования: поиски и решения // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе: материалы 14-й Междунар. науч.-практ. конф. – СПб.: Экспресс, 2013. – 365 с.
10. Тряпицына А. П. Педагогика: учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2013. – 304 с.
11. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 03.07.2016 № 312-ФЗ) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.08.2016).
12. Шумакова К. С. Научно-методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателей и руководителей ДОУ // Образование и наука. – 2008. – № 7 (55). – С. 61–69.
13. Янова М. Г., Адольф В. А., Янов В. В. Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях: учебное пособие. – Красноярск: РИО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2021. – 84 с.