УДК: 
376.3
Гаврилова Екатерина Александровна
старший преподаватель кафедры информационных систем и технологий в обучении, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, kateriny@mail.ru, Саратов

Социальное партнёрство как технология включения будущих педагогов в инклюзивную образовательную среду

Аннотация: 
В статье актуализируется проблема включения будущих педагогов в инклюзивную образовательную среду. В основе исследования – гипотеза о том, что применение технологии социального партнерства в обучении будущих педагогов способствует формированию у них готовности к работе в условиях инклюзивной образовательной среды. Цель статьи заключается в исследовании возможности применения технологии социального партнёрства в развитии компетенций, способствующих формированию готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивной образовательной среды. Методология и методы исследования. В статье представлены итоги экспериментального исследования, направленного на изучение развития компетенций, способствующих формированию готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивной образовательной среды, в процессе использования технологии социального партнерства. В заключении содержится вывод о том, что включение технологии социального партнерства в процесс обучения студентов педагогических направлений подготовки позволяет формировать у будущих педагогов компетенции, необходимые для успешной профессиональной деятельности в условиях инклюзивной образовательной среды.
Ключевые слова: 
социальное партнёрство; социальное проектирование; готовность; инклюзия; инклюзивное образование
Библиографический список: 

1. Александрова Н. А., Гаврилова Е. А. Предпосылки формирования готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивной образовательной среды // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 2. – С. 86–97.
2. Александрова Н. А., Гаврилова Е. А., Коновалова М. Д. Проект «Вижу мир сердцем» как средство формирования инклюзивной образовательной среды // Дыльновские чтения: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов: Саратовский источник, 2019. – С. 240–244.
3. Вечканова И. Г., Разумова О. Ю. Технологии социального партнерства образовательных организаций как фактор реабилитации детей с ОВЗ в условиях инклюзии // Научное мнение. – 2016. – № 11. – С. 107–110.
4. Гаврилова Е. А., Александрова Н. А. Профессиональная готовность будущего учителя информатики к работе в условиях инклюзивного образования // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: Материалы Шестнадцатой открытой Всероссийской конференции. – М., 2018. – С. 111–112.
5. Гаврилова Е. А. Формирование готовности будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде посредством социального проектирования // Гуманизация образовательного пространства: сборник научных статей. – Саратов, 2020. – С. 329–334.
6. Глушанок Т. М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 6. – С. 80–83.
7. Грибина Г. А., Ермолаева Е. Л., Илюшина Е. С., Кокарева М. Е., Федосеева Л. А. Социальное партнерство в сфере образования // Современные научные исследования и инновации. – 2019. – № 8 (100). – С. 14.
8. Гром С. Д., Шульга И. И. Социальное партнерство в сфере образования // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сборник статей по материалам XIV международной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2018. – С. 10–14.
9. Егорова М. И., Гордеев К. С., Жидков А. А., Кокарева М. Е., Пасечник А. С. Модели социального партнерства в сфере образования // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2. – С. 72.
10. Козырева Е. А. Роль социального партнерства при проектировании регионального университетского комплекса профессионального образования [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Ростов н/Д, 2018. – URL: https://dspace.ncfu.ru/bitstream/ 20.500.12258/4372/1/КозыреваЕ.А.2018.pdf (дата обращения: 27.04.2022).
11. Лебедева Ю. И. Проблемы формирования проектной компетентности педагога инклюзивного образования в системе повышения квалификации // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2019. – № 3 (47). – С. 113–120.
12. Митрофанова Н. Д. Исследования проблем социального партнерства в инклюзивном образовании // Социальные отношения. – 2010. – № 1 (1). – С. 23–29.
13. Набоких А. А., Ряттель А. В., Глатков А. А. Анализ проблем социального партнерства в сфере образования Нижегородской области // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – № 8. – С. 84–90.
14. Пенин Г. Н. Социальное партнерство как фактор развития высшей школы // Научное мнение. – 2014. – № 11-2. – С. 53–56.
15. Пушкина Т. В., Сидловская О. П., Шельшакова Н. Н. Развитие профессиональной компетентности бакалавров по профилю «Психология и педагогика инклюзивного образования» в условиях социального партнерства // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. – 2012. – № 1. – С. 109–113.
16. Романова К. Е., Шумиловская Ю. В. Подготовка преподавателя к работе в условиях инклюзивного образования: монография. – Beau Bassin: LAP LAMBERT, 2018. – 210 с.
17. Сорокина Е. Ю. Научные подходы к понятию социального партнерства в высшей школе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2007. – № 2 (12). – С. 69–75.
18. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 No 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 20.05.2022).
19. Ховрин А. Ю. Социальное партнёрство в сфере реализации молодёжной политики [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. соц. наук. – М., 2010. – URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01004619307?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 10.05.2022).
20. Чванова М. С., Храмова М. В., Молчанов А. А. Социальное партнерство – один из механизмов совершенствования социально-инновационной деятельности вуза // Образовательные технологии и общество. – 2012. – Т. 15, № 2. – С. 581–601.
21. Якутина О. И. Социальные практики успеха: социальное лидерство и социальное партнерство // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2010. – № 1 (50). – С. 36–40.
22. Cook B. Inclusive attitudes, strengths, and weaknesses of pre-service general educators enrolled in a curriculum infusion teacher preparation programme // Teacher Education and Special Education. – 2002. – № 25 (3). – P. 262–277.
23. Florian L., Linklater H. Preparing teachers for inclusive education: using inclusive pedagogy to enhance teaching and learning for all // Cambridge Journal of Education. – 2010. – Vol. 40, Iss. 4. – P. 369–386.
24. Kumar A., Behera L. Teacher Preparation for Inclusive Education in the Context of Education of Children with Special Needs: Past, Present and Future // Reaching the Unreached: The State of Differently Abled Learners. – 2021. – No. 1-43-19. – P. 139–148.