УДК: 
378.1
Костина Екатерина Алексеевна
Кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета иностранных языков, Новосибирский государственный педагогический университет, ea_kostina@mail.ru, Новосибирск
Безденежных Лилия Валерьевна
Кандидат педагогических наук, руководитель Образовательного лингвистического центра факультета иностранных языков, Новосибирский государственный педагогический университет, liliabezdenezhnyh@yandex.ru, Новосибирск

Опыт реализации кросс-культурных студенческих проектов на языковом факультете педагогического вуза

Аннотация: 
Проблема и цель. В статье освещается проблема кросс-культурного взаимодействия студентов – будущих учителей, особенно актуальная в сегодняшних геополитических условиях острой необходимости формирования и развития толерантности и взаимопонимания между народами. Цель статьи – представить опыт организации и реализации кросс-культурного взаимодействия студентов педагогического вуза на основе метода проектов в условиях академической мобильности. Методология. Методологическим основанием данного материала выступают кросс-культурный и компетентностный подходы, позволяющие формировать кросс-культурную компетенцию учителя, включающую в себя такие важные профессиональные качества, как толерантность, непредвзятость, способность принимать решения и нести ответственность за выполнение этих решений. Результаты исследования. Описаны авторские решения организации международных проектов в рамках академической мобильности с целью формирования кросс-культурной компетенции студентов. Указаны формы реализации проектов; охарактеризованы практические результаты, выраженные в формировании профессиональных и личностных качеств будущих учителей иностранного языка. Представлены новые кросс-культурные проекты, запланированные к реализации в 2023–2024 годах. В заключении авторы приходят к выводу об эффективности внеаудиторного кросс-культурного проекта в профессиональной подготовке учителя в части познания иных культур, углубленного изучения родной культуры и духовного обогащения личности.
Ключевые слова: 
международный проект; кросс-культурный проект; кросс-культурная компетенция; толерантность; учитель иностранного языка; педагогический университет
Библиографический список: 

1. Алиева Н. Н. Коммуникативное обучение синтаксису русского языка в национальной школе: кросс-культурный подход: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – СПб., 2006. – 46 с.
2. Безденежных Л. В. Социокультурная обусловленность формирования академической мобильности у студентов педагогического вуза: автореф. дис. …канд. пед. наук. – Армавир, 2021. – 27 с.
3. Варламов Г. В. Кросс-культурные коммуникации при подготовке бакалавров и магистров в приграничных районах [Электронный ресурс]. – URL: www.pskgu.ru/projects/pgu/storage/wt/wt152/wt152_11.pdf (дата обращения: 14.09.2021).
4. Козлова Е. С. Институционализация международной академической мобильности в российских вузах: региональный аспект: автореф. дис. ... канд. социол. наук. – Улан-Удэ, 2015. –16 с.
5. Козлова Н. А. Академическая мобильность: сущность, векторы и стратегии развития: монография. – СПб.: ТЭИ, 2012. – 88 с.
6. Колосовская Т. А. Кросс-культурное образование в педагогическом вузе: теоретические и прикладные аспекты // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2008. – № 1. – С. 100.
7. Костина Е. А. Академическая мобильность студентов высшей школы России: кросс-культурный подход // Философия образования. – 2014. – № 6 (57). – С. 64–76.
8. Костина Е. А. Кросс-культурность в философской мысли как основа кросс-культурности в образовании // Философия образования. – 2015. – № 5 (62). – С. 84–101.
9. Костина Е. А. Кросс-культурный подход к организации академической мобильности студентов педагогического вуза // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 5 (54). – С. 69–71.
10. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. – 2-е изд., перераб. – М.; Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. – 157 с.
11. Мардахаев Л. В. Основы социально-педагогической технологии: уч. пособие. – Рязань: Ярмарка, 1999. – 91 с.
12. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 624 с.
13. Полат Е. С. Как рождается проект. – М., 1995 – 233 с.
14. Путин В. В. Послание Федеральному Собранию 21 апреля 2021 года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65418/work (дата обращения: 15.06.2022).
15. Рощупкин В. Г. О поликультурном образовании студентов педагогического университета // Кросс-культурный подход в науке и образовании: матер. Междунар. междисциплинарного семинара. – Новосибирск: НГПУ, 2009.
16. Сараева В. В. Международное сотрудничество и академическая мобильность как факторы развития коммуникативной культуры будущего специалиста // Международное сотрудничество в профессиональном образовании: проблемы и перспективы: матер. междунар. научно-практич. конференции (18 ноября 2009 г.). – Казань: АСО, 2009. – С. 88–91.
17. Свенцицкий А. Л. Социальная психология. – М.: ТК Велби: Проспект, 2009. – 336 с.
18. Pollien A. Faire une pause ou bifurquer? Essai d’une typologie des trajectoires de formation // Education et Societes. – 2010. – № 26/2. – 34 p.
19. Waibel S., Rüger H., Ette A., Sauer L. Career consequences of transnational educational mobility: A systematic literature review // Educational Research Review. – 2017. – № 20. – P. 81–98.