УДК: 
37.041
Адольф Владимир Александрович
Доктор педагогических наук, профессор, директор Института физической культуры, спорта и здоровья им. И. С. Ярыгина, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, adolf@kspu.ru, Красноярск
Трусей Ирина Валерьевна
Кандидат биологических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, trusey@list.ru, Красноярск

Особенности методики смешанного обучения в общеобразовательной организации для снижения педагогических рисков

Аннотация: 
Смешанное обучение предполагает работу в электронной образовательной среде, что несет в себе дополнительные педагогические риски для обучающихся. В настоящей работе проведена оценка основных педагогических рисков и предложены варианты их устранения посредством совершенствования методики смешанного обучения. Цель статьи: поиск решений совершенствования методики смешанного обучения для устранения педагогических рисков, влияющих на здоровье субъектов образовательного процесса. Методология. Методологическую основу настоящего исследования составила оценка педагогических результатов применения электронного обучения в образовательном процессе, а также вероятных педагогических рисков. Использованы методы теоретического исследования, анализ нормативных документов, действующих на территории России, в области образования, а также электромагнитной, информационной, персональной безопасности. В заключении делается вывод, что при планировании занятий в формате смешанного обучения необходимо учитывать педагогические риски для участников образовательных отношений, которые в большинстве своем не учтены. Назрела необходимость в проведении исследований, направленных на определение предельно допустимого уровня ЭМП для детей разных возрастных групп и выбора наиболее безопасных электронных средств обучения. Важно особое внимание уделить экспертизе цифрового образовательного контента. В идеале обучение должно осуществляться только на электронных образовательных платформах, прошедших экспертизу цифрового образовательного контента на соответствие требований законодательства Российской Федерации.
Ключевые слова: 
электронное обучение; методика; электронное средство обучения
Библиографический список: 

1. Адольф В. А. Профессионально-педагогические проблемы компьютерной подготовки специалистов // Высшее образование в России. – 1997. – № 4. – С. 107–109.
2. Баранов Н. Н., Мандругин А. А. Электромагнитные поля, которые нас окружают: цена комфорта // Энергия: экономика, техника, экология. – 2015. – № 10. – С. 31–39.
3. Бибарсов Д. А. Игрофикация в условиях цифрового образования: перспективы и риски // Вестник Калмыцкого университета. – 2020. – № 3 (47). – С. 122–130.
4. Григорьев Ю. Г. Рейкьявик. Обращение. Беспроводные технологии в школах // Гигиена и санитария. – 2017. – Т. 96, № 8. – С. 788.
5. Григорьев Ю. Г., Самойлов А. С., Бушманов А. Ю., Хорсева Н. И. Мобильная связь и здоровье детей: проблема третьего тысячелетия // Медицинская радиология и радиационная безопасность. – 2017. – Т. 62, № 2. – С. 39–46.
DOI: 10.12737/article_58f0b9573b6b59.54629416
6. Друзин В. Н. Проблема профилактики игровой компьютерной аддикции подростков // Инновации в образовании. – 2011. – № 5. – С. 75–82.
7. Колобаева Н. Е., Несмеянова С. Э. Информационная безопасность несовершеннолетних и право на доступ в Интернет // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». – 2020. – № 6. – С. 14–21. DOI: 10.34076/2219-6838-2020-6-14-21.
8. Кучма В. Р., Поленова М. А., Степанова М. И. Информатизация образования: медико-социальные проблемы, технологии обеспечения гигиенической безопасности обучающихся // Гигиена и санитария. – 2021. – Т. 100, № 9. – С. 903–909. DOI: 10.47470/0016-9900-2021-100-9-903-909
9. Кучма В. Р., Седова А. С., Соколова С. Б., Рапопорт И. К., Степанова М. И., Лапонова Е. Д., Поленова М. А., Чубаровский В. В., Тикашкина О. В. Пандемия COVID-19 в России: медико-социальные проблемы цифровой образовательной среды // Национальное здравоохранение. – 2021. – Т. 2, № 1. – С. 21–31. DOI: 10.47093/2713-069X.2021.2.1.21-31
10. Марголис А. А. Что смешивает смешанное обучение? // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23, № 3. – C. 5–19. DOI: 10.17759/pse.2018230301.
11. Назаров В. Л., Жердев Д. В., Авербух Н. В. Шоковая цифровизация образования: восприятие участников образовательного процесса // Образование и наука. – 2021. – Т. 23, № 1. – С. 156–201. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-1-156-201
12. Сподобаев Ю. М. Электромагнитная безопасность современных беспроводных технологий: документы ICNIRP // Электросвязь. – 2020. – № 4. – С. 21–24. DOI: 10.34832/ELSV.2020.5.4.001.
13. Степанова М. И., Александрова И. Э., Сазанюк З. И., Воронова Б. З., Лашнева И. П., Шумкова Т. В., Березина Н. О. Гигиеническая регламентация использования электронных образовательных ресурсов в современной школе // Гигиена и санитария. – 2015. – Т. 94, № 7. – С. 64–68.
14. Трусова А. В., Канашов А. Е. Распространенность интернет-зависимого поведения среди российских подростков в возрасте 15–18 лет // Вопросы наркологии. – 2021. – № 5 (200). – С. 5–14. DOI: 10.47877/0234-0623_2021_05_5
15. Хорн М., Стейкер Х. Смешанное обучение. Использование прорывных инноваций для улучшения школьного образования [Электронный ресурс] // Jossey-Bass. – 2015. – URL: http://imc-yal72.ru/images/1_4.pdf (дата обращения: 20.09.2021).
16. Chung S., Lee J., Lee H. K. Personal factors, internet characteristics, and environmental factors contributing to adolescent internet addiction: a public health perspective // Int J Environ Res Public Health. – 2019. – Vol. 21. – P. 16–23. DOI: 10.3390/ijerph16234
17. Guo Ph. J., Kim J., Rubin R. How video production affects student engagement: an empirical study of MOOC videos // Proceedings of the First ACM Conference on Learning@ Scale Conference. – New York, 2014. – P. 41–50. DOI: 10.1145/2556325.2566239/
18. Foy K. Digital Games Based Learning for History – Problem Solving or Problematic? // Education in the North. – 2021. – № 28 (2). DOI: 10.26203/m7kg-5j29