УДК: 
378.1
Приставко Ксения Владимировна
Преподаватель кафедры иностранных языков гуманитарного факультета, Новосибирский государственный технический университет, pristavko-ksuna.15@yandex.ru, Новосибирск

Цели современного высшего образования в контексте ФГОС 3++

Аннотация: 
Статья представляет собой аналитический обзор ключевых целей современного высшего образования в России и за рубежом, а также содержит анализ их влияния на компетенции, содержащиеся в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) на примере ФГОС 3+ и 3++ по направлению 45.03.02 «Лингвистика». Цель статьи – на основе обзора научных источников описать ключевые цели современного высшего образования. Проследить, как данные тенденции влияют на содержание компетенций федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (на примере стандарта 45.03.02 «Лингвистика»). Методы исследования включают анализ актуальных научных источников, а также контент-анализ федерального государственного образовательного стандарта специальности 45.03.02 «Лингвистика» двух поколений. Результаты исследования. Основным результатом исследования является развёрнутый анализ ведущих тенденций современного образования, который позволил выделить основные требования к компетенциям современного специалиста, основанный на данных актуальных научных источников, содержащих информацию о ключевых тенденциях высшего образования, роли компетентностного подхода в целеполагании современного высшего образования. Анализ данных требований был применён при последующем контент-анализе компетенций ФГОС ВО направления 45.03.02 «Лингвистика» двух последних поколений (2014 и 2020 годы), реализуемом в Новосибирском государственном техническом университете.
Ключевые слова: 
образовательные цели; высшее образование; целеполагание; компетентностный подход; автономия обучения; федеральный государственный образовательный стандарт; универсальные компетенции
Библиографический список: 

1. Абульханова К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2005. – T. 2, № 4. – С. 3–21.
2. Быкова Т. Л. Формирование профессиональной компетентности иностранного студента как цель интегрированного высшего образования // Современные проблемы науки и образования: Материалы IV Международной научно-практической конференции / науч. ред. Ю. В. Мамченко. – М.: Перо, 2015. – С. 95–103.
3. Кечерукова М. А. Высшее образование в условиях пандемии Covid-19. Обзор научно-педагогических исследований // Общество: социология, психология, педагогика. – 2021. – № 9. – С. 152–156.
4. Камынина Н. Р., Грудзинский А. О. Россия в Болонском процессе – повышение конкурентоспособности высшего образования // Высшее образование в России. – 2017. – № 8. – С. 22–31.
5. Копытич И. Г., Любанец И. И. Студентоцентрированное образование: возможности и проблемы // Электронное обучение в непрерывном образовании. – 2016. – № 1. – С. 747–751.
6. Минина В. Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2020. – Т. 3, № 3. – С. 84–101.
7. Михайлов А. И. Автономия обучающегося при изучении иностранных языков // Научные достижения и открытия современной молодёжи: сборник статей победителей международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Пенза, 2017. – С. 1217–1219.
8. Пац М. В., Медведев В. А. Инновационность субъекта образования как одна из целей модернизации высшего профессионального образования // Дискуссия. Журнал научных публикаций. – 2014. – № 5 (46). – С. 116–122.
9. Солотова Н. В. Автономная учебная деятельность как цель высшего образования // Академическая наука – проблемы и достижения: материалы XII международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 75–77.
10. Трошин А. И. Учебная автономия обучающихся в процессе обучения иностранного языку // Актуальные проблемы германистики и методики преподавания иностранных языков: сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 175–180.
11. Яковенко Л. Н. Цели и ценности высшего профессионального образования в условиях реформирования // Высшее образование сегодня: проблемы, особенности, перспективы. – 2015. – № 2 (5). – С. 8–9.
12. Chan Roy Y. Understanding the purpose of higher education: an analysis of the economic and social benefit for completing a college degree // Jeppa. – 2016. – Vol. 6 (5). – P. 1–41.