УДК: 
373.3/5
Чеснокова Галина Сергеевна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, Новосибирский государственный педагогический университет, g.сhesnokova2@gmail.com, Новосибирск

НАРАСТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ

Аннотация: 
В статье рассматривается профессиональное развитие как процесс, сопряжённый с целым рядом профессиональных трудностей. Существуют нормативные трудности, разрешение которых ведёт к профессиональному росту. Но накопление трудностей вызывает угрозу возникновения кризиса профессиональной деятельности и развития. Дана характеристика профессиональным трудностям. Определены области локализации проблем. Показано, что траектория профессионального развития зависит от взаимосопряжённости внешних и внутриличностных ресурсов, которые учитель способен актуализировать, находясь в кризисном состоянии. Поставлена задача определения критериев нарастания трудностей, критериев кризисного развития. Обоснована необходимость профилактической работы с профессиональными проблемами.
Ключевые слова: 
профессиональные трудности, кризис профессионального развития
Библиографический список: 

1. Алехина С. В., Фальковская Л. П. Проблемы личностного и профессионального развития практических психологов образования в контексте методического сопровождения [Электронный ресурс]. URL: fpo.ru/print_trud/aleh4.html (дата обращения: 05.07.2014).
2. Белозерцев Е. П., Варавва В. В. «Должное» как вектор преодоления кризиса современного российского образования //Педагогика. – 2013. – №7. – С. 3–14.
3. Елманова В. К. Формирование гностических умений будущих педагогов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Л., 1973. – 18 с.
4. Засобина Г. А. Трудности студентов в конструктивной деятельности в период обучающей педагогической практики // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. – Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1973. – 128 с.
5. Золотова О. П. Психологические трудности в развитии профессионального самосознания учителя и пути их преодоления : дисс. ... канд. психол. наук. – Москва, 2005. – 287 c.
6. Кузьмина Н. В. Способности, одарённость, талант учителя. – Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1985. – 32 с.
7. Маркова А. К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
8. Морозова О. П. Эвристический потенциал системы ДПО в формировании профессионально-педагогического сообщества //Сибирский педагогический журнал. – 2013. –№6. – С. 89–93.
9. Полякова Т. С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающего учителя. – М.: Педагогика, 1983. – 128 с.
10. Практическая психология для преподавателей / под рук. Тутушкиной М. К. – М.: Информационно - редакторский дом «Филинъ», 1997. – 328 с.
11. Чеснокова Г. С. Педагогические основы профилактики кризисов профессионального развития учителя в процессе повышения квалификации : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск, 1999. – 20 с.
12. Чеснокова Г. С. Системный подход в профилактике кризисов профессионального развития учителя //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова . – 2012. – №2. – С. 41–45.
13. Шенюк О. В. Психологические проблемы профессионального становления учителя. [Электронный ресурс]. URL: rudocs.exdat.com/docs/index-9337.ht.. (дата обращения: 05.07.2014).
14. Johnson S., Johnson C. The one minute teacher: How teach otchers to teach themselves. N.Y., 1986.
15. Reyholds C. R. et al., School Psychology: Essential jf Teory and Practice. – N.Y. – 1984.