УДК: 
37.02
Дегтярев Сергей Николаевич
Кандидат педагогических наук, директор гимназии, Тюменский государственный университет, gymnasia@rambler.ru, Тюмень

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Аннотация: 
В статье рассматривается педагогическая проблема развития творческой, креативно мыслящей личности в ходе учебно-познавательного процесса. Раскрываются подходы к формированию креативных стратегий познавательной деятельности в процессе решения учебных задач. В частности, показано, что креативные познавательные стратегии формируются на основе овладения учащимися различными креативными методами, которые должны стать предметом специального усвоения учащимися. Раскрывается связь эффективности применения креативных познавательных стратегий и качества сформированности знаниевых структур, отображающих иерархию и логику развертывания знания. Приведены результаты эмпирических исследований формирования креативных познавательных стратегий старшеклассников, даны методические рекомендации по формированию данных стратегий.
Ключевые слова: 
креативная познавательная стратегия, креативные методы, структурирование знаний, решение задач, тест-карта.
Библиографический список: 

1. Бьюзен Т. и Б. Интеллект-карты. Практическое руководство / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е. А. Самсонов. – Минск: «Попурри», 2010. – 352 с.
2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.
3. Загвязинский В. И., Ройтблат О. В. Образование, опережающее общественное развитие: ориентация на будущее /Народное образование. – 2013. – №9. –– С. 14–21.
4. Инновационные социально-педагогические технологии в условиях модернизации современного отечественного образования: коллективная монография. – Тюмень: ООО «Печатник», 2013. – 168 с.
5. Креативная педагогика. Методология, теория, практика. – 3-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. – 319 с.
6. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 352 с..
7. Плигин А. А. Познавательные стратегии школьников (монография). – М.: Профит Стайл, 2007. – 528 с.
8. Холодная М. А. Психология понятийного мышления: от концептуальных структур к понятийным способностям. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 288 с.
9. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1997. – 392 с.