УДК: 
377.1
Вдовина Наталья Сергеевна
Аспирант кафедры педагогики высшей школы и информационных образовательных технологий, Алтайский государственный университет, erfect3@rambler.ru, Барнаул

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация: 
Статья посвящена проблеме активизации учебно-познавательной деятельности учащихся профессиональной школы на дисциплинах общеобразовательного цикла. На общеобразовательных дисциплинах обучающиеся чаще пассивны, так как не видят практического смысла в их изучении, а также связи с будущей профессиональной деятельностью. Однако данные предметы несут значительный потенциал для формирования общих компетенций и влияют на развитие личности. Автор описывает репродуктивный, эвристический и творческий уровни развития учебно-познавательной деятельности. Большинство учащихся профессиональной школы находятся на самом низком уровне учебно-познавательной деятельности – репродуктивном, что подтверждает актуальность исследования. Также выделены критерии оценки сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности: содержательного, мотивационного и рефлексивного. Выявление уровня учебно-познавательной деятельности по названным критериям в динамике позволяет с высокой долей эффективности организовать процесс обучения.
Ключевые слова: 
учебно-познавательная деятельность, начальное профессиональное образование.
Библиографический список: 

1. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. – М.: Высшая школа, 1989. – 144 с.
2. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Изучение, формирование и оценка учебной деятельности учащихся средних учебных заведений. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. – 134 с.
3. Лушникова О. Ю. Модель активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе общеобразовательной подготовки // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №12. – С. 205–211.
4. Найн А. Я. Престижно ли ПТУ в глазах учащихся? // Профессионал. – 1992. – №2. – С. 6–9.
5. Нечаева А. В., Лаврентьев Г. В., Кантор С. А. Совершенствование учебно-познавательной деятельности будущих менеджеров на основе применения электронного учебно-методического комплекса: интенсификация, оптимизация, активизация. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. – 177 с.
6. Профессиональное образование и рынок труда (Опыт регионального исследования). – Барнаул: АКИПКРО, 1992. – 112 с.
7. Скрипко З. А. Роль естественнонаучного знания в формировании профессиональных качеств выпускников, получающих профессиональное образование // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – №6. – С. 91–96.
8. Сонина О. В. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов посредством проведения деловых игр / монография. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2010. – 109 с.
9. Способы учебной работы — условие и продукт познавательной деятельности школьника: Психологические аспекты. – М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2009. – 400 с.
10. Фадеева Е. В. Начальное профессиональное образование // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2011. – №12. – С. 275–280.
11. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас: Швиеса, 1989. – 272 с.
12. Kahveci A., Gilmer P. J., Southerland S. A. Understanding chemistry professor’s use of educational technologies: an activity theoretical approach // International Journal of Science Education. – 2008. – Volume 30, Issue 3. – P. 325–351.
13. Beek J.A., Jong F.P.C.M., Minnaert A.E.M.G., Wubbels Th. Teacher practice in secondary vocational education: Between teacher-regulated activities of student learning and student self-regulation // Teaching and Teacher Education. – 2014. – Volume 40. – P. 1–9.