УДК: 
371
Лурье Арман Женисович
Академик КазНАЕН, директор Школы личностного роста, ., zoyasyst@mail.ru, Алматы, Казахстан

Модель центробежного педагогического процесса в условиях цифровой среды

Аннотация: 
Ведущее место в педагогической науке России и стран СНГ издавна занимает идея возрождения гуманистической традиции, но учебный процесс в школах разных типов все также идет по традиционной авторитарной технологии, как и много лет назад, а цифровизация проявляется видеоуроками низкого качества, фиктивным электронным журналом и др. По мнению некоторых авторов, цифровизация способствует повышению комфортности за счет геймификации, возможности повторения и закрепления с применением игр, тренажёров. Но в зарубежных исследованиях сейчас все больше делается акцент на последствиях и рисках цифровизации для человека. В связи с влиянием интернета и цифровых технологий на воспитание учащихся актуализируется необходимость смены моделей обучения и воспитания с развитием готовности педагогов и учащихся взаимодействовать в цифровой среде. Цель. Разработать модель системы центробежного педагогического процесса на основе личностно-центрированного подхода в образовании, когда источником развития является сам обучаемый, с гармонизацией психолого-педагогического сопровождения процесса становления творческой самореализации личности в условиях цифровой среды. Методология и методы исследования. Для сравнительного анализа автором выбрана модель системы традиционного учебного процесса (по П. И. Пидкасистому). Исследование проводилось на основе личностно-центрированного подхода К. Роджерса, концепции социального воспитания в процессе социализации (И. П. Иванов, А. В. Мудрик, Т. А. Ромм), системного, синергетического подходов (Л. И. Новикова). Использовались методы анализа, установления причинно-следственных связей, обработки библиографических источников, экспериментальная работа. В заключении делается вывод о том, что в традиционных школах возможен перевод обучения и воспитания на центробежную системную педагогическую технологию обучения и воспитания в рамках соблюдения требований государственных образовательных стандартов с реализацией деятельности личности по собственному побуждению. Многие методики, обеспечивающие стабильный воспитательный эффект, как уникальная методика коллективной творческой деятельности И. П. Иванова, сегодня оказались особо актуальными для воспитательной деятельности педагога.
Ключевые слова: 
личностно-центрированный подход в образовании; цифровизация; центробежный педагогический процесс; системный метод познания; фасилитация
Библиографический список: 

1. Азбель А. А., Илюшин Л. С., Казакова Е. И., Морозова П. A. Отношение учеников и учителей к обратной связи: противоречия и тенденции развития // Образование и наука. – 2022. – № 24 (7). – С. 76–109. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-76-109
2. Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. – М.: Высш. шк., 1976. – 200 с.
3. Бардин К. В. Чтобы ребенок успешно учился. – М.: Педагогика, 1988. – 176 с.
4. Башарин В. Ф. Педагогическая технология: Что это такое? // Специалист. – 1993. – № 9. – С. 25–27.
5. Блинов В. И. Цифровая дидактика: модный тренд или новая наука? // Профессиональное образование. Столица. – 2019. – № 3. – С. 28–40.
6. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы [Электронный ресурс] // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2019. – № 1 (6). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_ AA_1_2019 (дата обращения: 12.10.2020).
7. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Сиднева А. Н. Оценивание достижений школьников в традиционной и развивающей системах обучения: психолого-педагогический анализ // Вопросы образования. – 2021. – № 1. – С. 213–236. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-213-236
8. Гущин А. Н. Цифровая дидактика: системные основания и образ будущего // Педагогика и просвещение. – 2022. – № 2. – С. 100–115. DOI: 10.7256/2454-0676.2022.2.35657
9. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и… неопределенность // Педагогика. – 2003. – № 4. – C. 21–26.
10. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 206 с.
11. Каган В. М. Конспект-схема в оптимизации обучения специальным техническим дисциплинам. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, Б. г. (1986). – 125 с.
12. Казин Ф. А., Лукьянова Н. Г. Школа сегодня и завтра глазами старшеклассников // Вопросы образования. – 2022. – № 2. – С. 155–189.
13. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б., Неудахина Н. А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Ч. 2. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. – 232 c.
14. Лурье А. Ж. Системный способ оптимизации самооценки личности подростка // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – № 6 (120), ч. 4. – С. 55–59. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.120.6.143
15. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.
16. Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 8. – С. 107–113.
17. Новикова Л. И. К исследованию педагогических проблем коллектива // Проблемы теории воспитания. Ч. 1 / под ред. Л. П. Буевой, Л. И. Новиковой, Г. Н. Филонова. – М.: Педагогика, 1974. – С. 135–150.
18. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 502 с.
19. Практическая психология для преподавателей. – М.: Под руководством академика М. К. Тутушкиной. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. – 328 с.
20. Роджерс К. Р. Клиентоцентрированная психотерапия. – М.: Рефл-бук, 1993. – 320 с.
21. Роджерс К., Фрейнберг Д. Свобода учиться: пер. с англ. – М., 2002. – 292 с.
22. Ромм Т. А. Теория воспитания в изменяющемся обществе // Вопросы воспитания. – 2014. – № 1. – С. 57–65.
23. Ромм Т. А. Воспитание в цифровую эпоху // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2021. – Т. 10, вып. 4. – С. 360–366. DOI: 10.18500/2304-9790-2021-10-4-360-366
24. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина: в 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 1. – 288 с.
25. Тукина Л. В., Хазова С. А. Трудные жизненные ситуации глазами старшеклассников // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы IV Междунар. науч. конф. – 2016. – Т. 1. – С. 395–398.
26. Целеполагание в учебном процессе гуманитарного университета: коллективная монография. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. – 191 с.