Дулатова Зайнеп Асаналиевна
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, Иркутский государственный университет, dulatova@yandex.ru, Иркутск
Ковыршина Анна Ивановна
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, Иркутский государственный университет, annkow@mail.ru, Иркутск
Лапшина Елена Сергеевна
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, Иркутский государственный университет, esl7828@gmail.com, Иркутск
Штыков Николай Николаевич
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин, Иркутский государственный университет, tukubik8@gmail.com, Иркутск
Формирование, развитие и оценка логических универсальных учебных действий
Аннотация:
Формирование логических универсальных учебных действий (УУД) составляет одну из глобальных целей предметного обучения в школе. В соответствии со стандартами общего образования формированию таких УУД уделяется особое внимание. Но при этом анализ демонстрационного варианта всероссийской проверочной работы для обучающихся 4-х классов по математике показывает, что в нем средства проверки сформированности логических УУД представлены слабо. Таким образом, разработка средств диагностики и развития логических УУД обучающихся начальной школы остается актуальной задачей для исследований.
Целью нашего исследования является, с одной стороны, разработка подхода к использованию специфического анализа результатов выполнения обучающимися заданий логического характера с простым математическим содержанием для диагностики уровня сформированности отдельных видов логических УУД. С другой стороны, разработка рекомендаций по организации решения этих заданий, направленных на осознанное выполнение обучающимися логических УУД.
Методологически наше исследование опирается на психологические и педагогические теории развития различных компонент мышления, в том числе на эмпирические подходы к формированию и оценке умственных действий в процессе обучения математике.
Результаты. В статье представлены результаты эксперимента по апробации разработанных авторами заданий с простым математическим содержанием, направленных на диагностику сформированности отдельных видов логических УУД. Приведен оригинальный подход к анализу результатов выполнения заданий, соответствующий цели выявления уровня сформированности отдельных видов логических УУД. Анализ показал несформированность у большинства из школьников устойчивого выполнения общелогических действий абстрагирования, анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации. Приводятся рекомендации по организации обучения математике, направленного на развитие логических УУД.
В заключении описывается специфика разработанного подхода к диагностике уровня сформированности логических УУД.
Ключевые слова:
логические универсальные учебные действия; диагностика развития логического мышления; анализ; синтез; абстрагирование; конкретизация
Библиографический список:
1. Всероссийские проверочные работы: 4ВПР [Электронный ресурс]. – URL: https://4vpr.ru/4-klass/440-demoversija-vpr-po-matematike-2022.html (дата обращения: 01.10.2022).
2. Гилев А. А. Систематизация когнитивных операций // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. – 2010. – № 3. – С. 27–31.
3. Дулатова З. А., Ковыршина А. И., Лапшина Е. С., Штыков Н. Н. Формирование, развитие и оценка логических универсальных учебных действий. Часть I // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 6. – С. 24–33.
4. Дулатова З. А., Ковыршина А. И., Лапшина Е. С., Штыков Н. Н. Средства развития общелогического универсального учебного действия анализа и культуры его трансляции в процессе подготовки будущих учителей математики // Сибирский педагогический журнал. – 2021. – № 5. – С. 48–57.
5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Римис, 2008. – 416 с.
6. Угланова И. Л., Погожина И. Н. Что может предложить новая методология оценки мышления школьников современному образованию // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. – 2021. – № 4. – С. 8–34.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 01.10.2022).
8. Федерякин Д. А., Ларина Г. С., Кардано-ва Е. Ю. Измерение базовой математической грамотности в начальной школе // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. – 2021. – № 2. – С. 199–226.
9. Timms 2015 encyclopedia: Education policy and curriculum in mathematics and science / eds. I. V. S. Mullis, M. O. Martin, S. Goh, K. Cotter. 2016. – URL: https://timssandpirls.bc.edu/timss2015/encyclopedia/ (дата обращения: 06.10.2022).
10. Thompson D. R. Learning and teaching indirect proof // The Mathematics Teacher. – 1996. – Vol. 89 (6). – P. 474–482.