УДК: 
374+379.8
Дейч Борис Аркадьевич
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики воспитательных систем, Новосибирский государственный педагогический университет, deich67@mail.ru, Новосибирск
Киселева Елена Васильевна
Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, elena_mig@mail.ru, Новосибирск

Потенциал детского оздоровительного лагеря в личностном развитии вожатого

Аннотация: 
Статья подготовлена по результатам исследования, проведенного в детских оздоровительных лагерях в 2022 г. В статье анализируется, как профессиональная деятельность вожатого детского оздоровительного лагеря влияет на развитие у молодых людей ряда личностных качеств и способностей. Исследование проводилось методом анкетирования, в котором приняли участие вожатые четырех регионов Российской Федерации (Новосибирская область, Пермский край, Ростовская область, Тюменская область). Результаты исследования подтверждаются значительной выборкой – в анкетировании приняли участие более четырехсот пятидесяти вожатых, работающих в детских оздоровительных лагерях на второй и третьей сменах. Цель статьи – проанализировать возможности вожатской организации в личностном развитии молодых людей – вожатых детских оздоровительных лагерей. Методология и методы исследования. Методологическая основа данного исследования включает: подход к воспитанию как процессу создания благоприятных условий для развития личности; подходы, лежащие в основе гуманитарной, социальной, педагогической экспертизы; идеи, отражающие позиционный, гуманистический, событийный подходы. Основными исследовательскими методами, используемыми для решения поставленных задач и достижения цели, были анализ и синтез, а также эмпирические методы – социологический опрос, анкетирование через сеть Интернет. Заключение статьи представляет выводы о том, что профессиональная деятельность в качестве вожатого детского оздоровительного лагеря способствует развитию у молодых людей таких групп качеств, как организаторские, коммуникативные, профессиональные и гуманистический настрой. Личностному развитию вожатых способствует как предварительная подготовка в школах вожатского дела детских оздоровительных лагерей и в рамках специальных дисциплин в вузах и колледжах, связанных с педагогическим образованием, так и условия работы в детском оздоровительном лагере: практически круглосуточное взаимодействие с детьми, ответственность за их жизнь и здоровье, ответственность за качество организации их отдыха и оздоровление, желание сделать его интересным и творческим и многое другое. В процессе работы соответствующие качества формируются и развиваются, что является еще одним эффектом деятельности детского оздоровительного лагеря.
Ключевые слова: 
вожатый; детский оздоровительный лагерь; личностное развитие
Библиографический список: 

1. Баева И. А., Лактионова Е. Б. Экспертная оценка состояния образовательной среды на предмет комфортности и безопасности // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 6. – С. 5–13.
2. Байбородова Л. В. Проблемы теории и практики использования педагогических технологий в образовании // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – Т. 2, № 2. – С. 69–76.
3. Братченко С. Л. Гуманитарная экспертиза образования: условия проведения // Школьные технологии. – 2001. – № 4. – С. 137–149.
4. Данилков А. А., Данилкова Н. С. Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив. – Новосибирск, 2018. – 287 с.
5. Дейч Б. А. Детский оздоровительный лагерь как воспитательное пространство // Детский лагерь как пространство воспитания, развития и социализации детей: современный взгляд на развитие педагогики каникул: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Сочи, 6–16 сент. 2013 г.) / под науч. ред. И. И. Шульга. – Новосибирск, 2013. – С. 33–38.
6. Лисецкая Е. В. Профессиональная готовность вожатого к педагогической деятельности // Детский отдых в меняющемся мире: материалы общероссийской научно-практической конференции с международным участием (18–20 ноября 2021 г.) / под науч. ред. А. А. Данилкова. – Новосибирск: Новосибирский издательский дом, 2021. – С. 72–78.
7. Кирпичник А. Г. Истоки: к 45-летию Костромского областного лагеря старшеклассников «Комсорг» имени А. Н. Лутошкина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 017. – Т. 23, № 4. – С. 229–231.
8. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика; сост. Е. И. Соколова. – М., 2009. – 351 с.
9. Панченко С. И. День за днем в жизни вожатого. – М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 352 с.
10. Саенко Л. А., Зритнева Е. И., Платаш Е. Ф. Социально-педагогические механизмы формирования гражданской идентичности детей и подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря // Kant. – 2019. – № 3 (32). – С. 115–120. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40825612
11. Селиванова Н. Л., Степанов П. В. Теоретические основы оценки качества воспитания в системе общего образования // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2014. – № 3. – С. 176–185.
12. Тетерский С. В., Фришман И. И. Детский оздоровительный лагерь: Воспитание, обучение, развитие: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 104 с.
13. Шульга И. И. Развитие профессионального образования организаторов детского досуга в теории и практике педагогической анимации // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 1. – С. 43–49.
14. Kiselev N. N., Kiseleva E. V. Expert review of pedagogical activities at therapeutic recreation camps // Russian Education & Society. – 2015. – Vol. 57, № 10. – P. 830–837. DOI: https://doi.org/10.1080/10609393.2015.1148952
15. Milstein B., Wetterhall S. F. Framework for program evaluation in public health. – 1999. – P. 4.
16. Payton J. W. et al. Social and emotional learning: A framework for promoting mental health and reducing risk behavior in children and youth // Journal of school health. – 2000. – Vol. 70, no. 5. – P. 179–185.
17. Rimm-Kaufman S. E., Hulleman C. S. Social and emotional learning in elementary school settings: Identifying mechanisms that matter // The handbook of social and emotional learning. – 2015. – P. 151–166.
18. Sidorkin A. M. Learning Relations Impure Education. Deschooled Schools and Dialogue with Evil. – 2002. – 212 p.
19. Webb, James M., et al. Influence of pedagogical expertise and feedback on assessing student comprehension from nonverbal behavior // The Journal of Educational Research. – 1997. – No. 91.2. – P. 89–97.