УДК: 
378.18
Насонов Дмитрий Борисович
старший преподаватель кафедры социальной педагогики, Томский государственный педагогический университет, d.nas79@mail.ru, Томск

Организационно-педагогическая модель профессионального становления будущих педагогов в процессе приобщения к наставнической деятельности

Аннотация: 
В статье рассматриваются современные особенности профессионального становления будущих педагогов в вузе на уровне бакалавриата. Предпринята попытка теоретического обоснования необходимости разработки новой модели профессионального становления будущих педагогов. В ней выдвинуто предположение о том, что одним из эффективных средств, способствующих развитию профессионально значимых качеств студентов педвуза, может выступать их приобщение к наставнической деятельности. Цель статьи – представить разработанную автором модель профессионального становления будущих педагогов посредством их приобщения к наставнической деятельности на уровне бакалавриата. Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составили компетентностный, субъектно-деятельностный и акмеологический подходы. Ведущие методы исследования: моделирование, педагогический эксперимент, анкетирование, интерпретация экспериментальных данных. Результаты исследования. Обсуждение. Охарактеризованы содержание и организационно-педагогические условия реализации предлагаемой модели. Представлены результаты пилотного эксперимента по ее внедрению в практику учебно-воспитательной деятельности на примере студенческих отрядов. Заключение. Сделаны выводы о целесообразности продолжения исследований в данном направлении после корректировки содержательных аспектов модели профессионального становления будущих педагогов посредством приобщения к наставнической деятельности на уровне бакалавриата.
Ключевые слова: 
профессиональное становление; воспитательная деятельность; педагогический вуз; будущий педагог; бакалавриат; наставничество
Библиографический список: 

1. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 168 с.
2. Гайдукова С. С. Формирование социально-организационной компетентности будущих педагогов во внеаудиторной воспитательной работе вуза: дис. … канд. пед. наук. – Краснодар, 2012. – 299 с.
3. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. – М.: Изд-во РАГС, 2000. – 124 с.
4. Ищенко К. В. Формирование социально-профессиональной направленности будущих специалистов в процессе воспитательной работы в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2010. – 17 с.
5. Колчина А. А. Организация воспитательной деятельности в современном вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2012. – 19 с.
6. Об утверждении Основ государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение правительства. – М., 2014. – 16 с.
7. Ромм Т. А., Ромм М. В. Социализация и профессиональное воспитание в высшей школе // Высшее образование в России. – 2010. – № 12. – С. 104–114.
8. Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования: стандарт. – М., 2016. – 8 с.
9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение правительства. – М., 2014. – 10 с.
10. Шишарина Н. В., Ромм Т. А., Иноземцев П. О., Подлиняев О. Л. Гигиеническая оценка как фактор эффективности образования // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – № 4. – С. 126–133.