УДК: 
37.013.77
Большунова Наталья Яковлевна
Доктор психологических наук, профессор, Новосибирский государственный педагогический университет, nat_bolshunova@mail.ru, Новосибирск

Л. С. Выготский о педагогической психологии как психологии культуры: организация образования в формах детской субкультуры

Аннотация: 
Проблема и цель. В статье рассматриваются проблемы реализации идей культурно-исторического подхода Л. С. Выготского в современной педагогической практике, описываемые в работе «Педагогическая психология». Особенно выделены его представления о педагогике и педагогической психологии как науках о воспитании, а также роль взрослого в организации воспитывающей и развивающей среды с целью обоснования реализации соответствующего подхода в педагогической практике. Методология. Показано, что современная социокультурная ситуация характеризуется появлением новой среды развития ребенка – цифровой, а также аксиологической неопределенностью, изменением образа жизни, традиций организации образования. Показано, что в соответствии с идеями Л. С. Выготского педагогика и педагогическая психология призваны осуществлять воспитание и культурное развитие детей посредством организации и управления средой, создавая условия для их самостоятельной деятельности. Рассмотрена проблема исторического кризиса детства и показано, что его преодоление и возвращение взрослым функции опосредствования детского развития обусловлено соответствующей возрасту ребенка организацией среды его жизни. Представлена концепция организации образования в формах детской субкультуры на материале дошкольного возраста. Описана структура детской (дошкольной) субкультуры, включающая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность, общение типа близости, систему ценностей, специфику детского мышления и его средств (сказка). Выделены основные формы работы с дошкольниками: драматизация сказки, диалог. В заключении кратко описаны результаты внедрения, проявляющиеся в развитии сюжетно-ролевой игры, воображения, общения со сверстниками и взрослыми, и позитивного нравственного развития.
Ключевые слова: 
педагогика; педагогическая психология; образование; воспитание; развитие; социокультурная ситуация; цифровизация; кризис детства; детская субкультура; дошкольники; игра; сказка
Библиографический список: 

1. Большунова Н. Я. Кризис детства или кризис взрослости: проблема отношений детского и взрослого общества в современном мире // Развитие человека в современном мире. – 2019. – № 1. – С. 7–17.
2. Большунова Н. Я., Инчина М. В. Развитие индивидуальности и субъектности в формах детской субкультуры. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. – 232 с.
3. Венгер А. Л. Ребенок в обществе: исторический кризис детства // Вопросы психологии. – 2008. – № 4. – С. 3–12.
4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 62–68.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
6. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства в формировании детской личности // Принцип развития в психологии. – М.: Наука, 1978. – С. 243–267.
7. Зеньковский В. В. Психология детства. – М.: ИЦ «Академия», 1995. – 348 с.
8. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 1996. – Т. 1, № 3. – С. 19–32.
9. Поливанова К. Н. Взросление сегодня: социальные изменения современного детства [Электронный ресурс]. – URL: strategy2020.rian.ru > load/366070742 (дата обращения: 13.11.2017).
10. Пропп В. Я. Морфология сказки. – М.: Наука, 1969. – 168 с.
11. Слотердайк П. Сферы. Микросферология. Т. I. Пузыри. – СПб.: Наука, 2005. – 654 с.
12. Трубецкой Е. Н. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке // Избранное. – М.: Канон, 1997. – С. 386–430.
13. Устинова О. А. «Я-образ» ребенка и его формирование средствами духовного-нравственного диалога [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2014. – № 1. – URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Ustinova.phtml (дата обращения: 18.07.2022).
14. Устинова О. А. Развитие «Образа - я» посредством внутреннего диалога ребенка с миром // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 6. – С. 257–264.
15. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. – 2011. – № 4. – С. 3–12.
16. Флоренский П. А. Христианство и культура. – М.: Изд-во АКТ, Фолио, 2001. – 672 с.
17. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
18. Эльконин Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. – 1992. – № 3. – С. 7–13.
19. Elkind D. Hurried Child: Growing Up Too Fast Too Soon. – 2001. – 288 с.
20. Postman N. The Disappearance of Childhood. – New York: Vintage Books, a division of Random House, Inc., 1994.