УДК: 
37.013.75 : 37.022 : 37.026.1
Якунчев Михаил Александрович
Доктор педагогических наук, профессор кафедры биологии, географии и методик обучения, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, mprof@list.ru, Саранск
Киселева Анна Игоревна
Преподаватель кафедры биологии, географии и методик обучения, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», ka-mi88@mail.ru, Саранск

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Аннотация: 
. В статье указывается на актуальность использования логических учебных действий в процессе обучения биологии и становления «умения учиться» в общеобразовательной школе. Показывается реальный уровень сформированности знаний об этих действиях у учащихся 8-9 классов. На основе концепции поэтапного выполнения умственных действий П. Я. Гальперина представляется модель формирования логических учебных действий, включающая семь структурных элементов. Выражаются основные приемы такого приоритетного логического действия, как анализ учебного материала о живых объектах (морфологический, анатомический, физиологический), лежащий в основе модели, реализованной при обучении биологии в школе. Даются результаты формирующего эксперимента, отражающие эффективность применения данной модели.
Ключевые слова: 
учебный прием, логическое действие, модель формирования логических учебных действий, приемы анализа при обучении биологии – морфологический, анатомический, физиологический.
Библиографический список: 

1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
2. Бруновт Е. П. Формирование приемов умственной деятельности учащихся на материале учебного предмета биологии. – М.: Просвещение, 1981. – 72 с.
3. Гальперин П. Я. Концепция поэтапного формирования умственных действий. [Электронный ресурс]. URL: http://murzim.ru/nauka/psihologija/vozrastnaja-psihologija/27147-galperi... (дата обращения: 01.07.2014)
4. Киселева А. И. Состояние сформированности знаний о логических учебных действиях у учащихся основной общеобразовательной школы // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 2. – С. 153 – 156.
5. Крупнейший сборник онлайн-словарей. – 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/fil/n/model.html (дата обращения: 25.06.2014)
6. Мешалкина К. Н. Эффективность обучения и развития аналитических способностей учащихся // Педагогика. – 1994. – №3. – С. 18–25.
7. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / 4-е изд. – М.: Азбуковник, 1999. – 994 с.
8. Штофф В. А. Моделирование и философия. – М.: Просвещение, 1966. – 215 с.
9. Ядровская М. В. Модели в педагогике // Вестник Томского государственного университета. – 2013. №366. – С. 139 – 143.
10. Abels H. Interaktion, Identität, Präsentation: Kleine Einführung in interpretative Theorien der Soziologie (Studientexte zur Soziologie). – GWV Fachverlage GmbH, Wiesbaden, 2007 [Электроннвй ресурс]. URL: http://dnb.d-nb.de >abrufbar (дата обращения: 02.07.2014).
11. Mead G. Mind Self and Society. – Chicago 1994. – 440 p.