УДК: 
372.016:811.161.1
Гуркова Ирина Васильевна
Кандидат филологических наук, Кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ИД, Новосибирский государственный педагогический университет, i.gurkova@gmail.com, Новосибирск

МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СЛОВАРЯМИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация: 
В статье обоснована необходимость использования словарей разных типов: орфографических, орфоэпических и толковых - при обучении младших школьников русскому языку, определены особенности каждого из типов словарей. Основная цель статьи состоит в определении основных методических принципов работы с данными словарями, что является условием формирования профессиональных компетенций учителей начальных классов. В ней рассматриваются как общие методические принципы, так и те, которые определяются типом словаря. При этом основное внимание уделяется орфоэпическим и толковым словарям, поскольку методических пособий по работе с ними в начальной школе, в отличие от орфографических, практически нет. В статье предлагаются виды упражнений и заданий при работе со словарями разных типов, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.
Ключевые слова: 
тип словаря, словник, методика работы со словарем, типы заданий и упражнений.
Библиографический список: 

1. Бондаренко А. А., Гуркова И. В. Ваш друг – «Орфографический словарь»: методические рекомендации. – Новосибирск: НГПУ,1993. – 38 с.
2. Васькова М. Ю. Толковый словарь. – М.: ЭКСМО, 2010. – 272 с.
3. Грушников П. А. Система работы с орфографическим словарем на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1985. – 49 с.
4. Гуркова И. В. Пишу и говорю правильно: орфографический словарь для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 143 с.
5. Гуркова И. В. Толково-этимологический словарь. – С-Пб.: Виктория-плюс,2013. – 191 с.
6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения: монография – М.: ИНТОР, 1996 – 544 с.
7. Дубичинский В.В. Лексикография русского языка. – М.: Наука, 2008. – 432 с.
8. Елина У. Г., Полищук Г. Г. Учусь правильно произносить слова: орфоэпический словарик. – М.: Дрофа, 2002. – 142 с.
9. Неусыпова Н. М., Стригина О. М. Учусь понимать слова: толковый словарик. – М.: Дрофа, 2002. – 303 с.
10. Нечепуренко Г. Я. Компетентностный подход в подготовке учителя географии в условиях двухуровнего обучения. – Сибирский педагогический журнал . – 2013 – № 3. – С.77– 80.
11. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учебник. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 415 с.
12. Ряписов Н. А. Механизм оценки компетенций в системе управления образованием: монография – Новосибирск. НГПУ, 2007 – 128 с.
13. Ушинский К. Д. Собр.соч. т.6 – М.: Лениздат, 1959 – 256 с.
14. Чернова М. Н. Мотивация как фактор когнитивного развития школьников – Абакан, Хакас. Ун-т, 2001 – 386 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 31 с.
16. Alderson J. Ch., Chpman C. Language Test Constraction and Education. – Cambrige: Cambrige University Press, 2005. – 310 p.
17. Lipman M. Thinking in Education. The reflective model of educational practice. – Cembrige, 1991. – 27 p.