УДК: 
159.923+316.6
Александрова Екатерина Александровна
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методологии образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, alexkatika@mail.ru, Саратов, Россия
Дмитриева Ольга Ивановна
Доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русской филологии и медиаобразования на базе МОУ «Гуманитарно-экономический лицей», Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, oidmitrieva55@yandex.ru, Саратов, Россия
Кабанова Марина Игоревна
старший преподаватель кафедры русской филологии и медиаобразования на базе МОУ «Гуманитарно-экономический лицей», Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, moi_polosatik@mail.ru, Саратов, Россия
Раева Александра Васильевна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии и медиаобразования на базе МОУ «Гуманитарно-экономический лицей», Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, alerae@yandex.ru, Саратов, Россия

Самоопределение в культуре как результат эмоционального проживания ситуаций ценностного выбора на основе личностного потенциала

Аннотация: 
Актуальность исследования определяется особой значимостью процесса создания условий для совершения старшеклассниками множественных выборов, поскольку современные молодые люди не мыслят свое существование без постоянных бифуркационных ситуаций. Основная цель, поставленная авторами, – разработка алгоритма, необходимого для понимания логики самоопределения старшеклассника в культуре, который можно использовать и как основу для практической деятельности педагога. Опираясь на этот алгоритм (рабочую схему), педагог может предлагать конкретные варианты ситуаций выбора для старшеклассников. В статье приводятся примеры таких ситуаций, апробированные на занятиях по литературе. Показано, что процесс выбора старшеклассниками возможностей реализации личностного потенциала может быть более эффективным, если учитель способен создавать педагогические условия для совершения таких действий, как индивидуальное преломление норм и ценностей общества, выделение и обоснование ценностно-смысловых оснований жизнедеятельности, выбор целей и средств самоосуществления на основе личностного потенциала, выбор способов и форм жизнедеятельности, ответственное проектирование и реализация индивидуальных траекторий личностного/профессионального становления и развития. Один из важных выводов статьи – вывод о том, что ведущим способом самоопределения ученика в культуре является игровая деятельность (реальная или воображаемая), соответствующая возрасту и фиксируемая в сознании как культурная норма. Это обосновывает необходимость использования такого способа педагогической поддержки, как театрализация (от выразительного чтения художественного текста до постановки школьного театра). Показано, что проживание старшеклассником событий через литературное произведение часто является превентивной мерой в отношении возможных нежелательных ситуаций в будущем, способствует самоопределению личности в культуре, которое имеет относительно постоянный характер и происходит в течение практически всей жизни человека.
Ключевые слова: 
ситуация ценностного выбора; самоопределение ученика в культуре; личностный потенциал; читательское восприятие; читательская культура; игровая деятельность; проблемная ситуация
Библиографический список: 

1. Леонтьев Д. А. Три мишени: личностный потенциал – зачем, что и как? // Образовательная политика. – 2019. – № 3 (79). – С. 10–16.
2. Крылова Н. Б. Культурная деятельность подростка: альтернативный подход // Школьные технологии. – 2000. – № 5. – С. 69–91.
3. Газман О. С. Базовая культура и самоопределение личности // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: сб. науч. тр. / под ред. О. С. Газмана. – М.: Изд. АПН СССР, 1989. – 150 с.
4. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. – 1986. – № 4. – С. 101–108.
5. Александрова Е. А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы. – Саратов: Изд-во СГУ, 2003. – 200 с.
6. Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. – М.: Просвещение, 1977. – 207 с.
7. Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): technical manual. – Toronto, Canada: Multy-HealthSystem, 1997. – 105 p.
8. Mayer J. D., Salovey P. What is emotional intelligence? // P. Salovey, D. Sluyter (Eds.). Emotional development and emotional intelligence: educational implications. – N. Y.: Perseus Books Group, 1997. – P. 3–31.
9. Кларин М. В., Макмак Л. В. Технология моделирования художественной реальности в обучении // Школьные технологии. – 2018. – № 1. – С. 59–64.
10. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – 2-е изд. – М.: Смысл, 2000. – 18 с.