УДК: 
378.046.4
Мурзалинова Алма Жакимовна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика и психология», Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева, старший преподаватель кафедры «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» филиала Акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», «Институт профессионального развития по Северо-Казахстанской области», m_alma60@mail.ru, Петропавловск, Республика Казахстан
Булатбаева Кулжанат Нурымжановна
Доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина, bulatbaeva.kulzhanat@mail.ru, Астана, Республика Казахстан
Альмагамбетова Лейла Сериковна
Кандидат педагогических наук, директор филиала Акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», «Институт профессионального развития по Северо-Казахстанской области», lalmagambetova@orleu-edu.kz, Петропавловск, Республика Казахстан
Иманов Амангельды Калкенович
Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой «Педагогика и психология», Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева, aimanov1966@list.ru, Петропавловск, Республика Казахстан

Непрерывное профессиональное развитие педагогов в условиях сдвига образовательной парадигмы

Аннотация: 
В статье актуализируется образовательная парадигма с фокусом на непрерывное профессиональное развитие казахстанских педагогов, которые должны не сопровождать, но продвигать образовательные инновации. Барьером инициативного и мотивированного продвижения становится противоречие между революционно меняющейся образовательной средой и эволюционным по своей природе профессиональным развитием педагога. Такое противоречие негативно отражается на качестве непрерывного педагогического образования, когда компетенции непрерывного профессионального развития остаются «за бортом» подготовки будущих педагогов и не являются инструментальными для профессиональной состоятельности. Цель статьи – представить материалы исследования по обоснованию и разработке содержания и инструментов реализации НПР педагога в условиях повышения квалификации и профессионально-педагогической деятельности. Для определения индивидуальных потребностей педагогов в профессиональном развитии использован метод фокус-групп, посредством которого достигнуты следующие результаты: уточнен комплекс компетенций непрерывного профессионального развития, определены сущность и ресурсы персонализированного повышения квалификации, принципы дизайна для разработки образовательных программ и посткурсового сопровождения, сформулированы рекомендации по созданию среды исследуемого развития для самоуправляемых педагогов. Апробация материалов исследования выполнена на базе Института профессионального развития по Северо-Казахстанской области и Северо-Казахстанского университета им. М. Козыбаева. В заключении обобщен статус непрерывного профессионального развития для трансформации казахстанского образования.
Ключевые слова: 
фундаментальная изменчивость; сдвиг образовательной парадигмы; трансформация системы образования; непрерывное профессиональное развитие; повышение квалификации; курсовое обучение; компетенции педагога; самоуправляемые педагоги; образовательная программа
Библиографический список: 

1. Дейч Б. А., Добрынина Т. Н., Кошман Н. В. Профилактика профессионального выгорания педагогов в условиях цифровизации // Педагогический профессионализм в современном образовании (в условиях глобальной цифровизации): сборник научных трудов международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. – С. 124–129.
2. Андриенко Е. В., Ромм Т. А., Шульга И. И., Добрынина Т. Н., Кондратьева Т. Н., Пономарева Е. С. Педагогический профессионализм в меняющемся образовательном пространстве: монография / под научной редакцией Е. В. Андриенко, Т. А. Ромм. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – С. 59–69.
3. Концепция развития образования Республики Казахстан на 2022–2026 годы [Электронный ресурс]: Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24.11.2022 г., № 941. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2200000941 (дата обращения: 28.12.2022).
4. United Nations. Transforming our World: The 2030 Agenda for Sustainable Development. New York, NY: United Nations, 2015 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sport-for-development.com/imglib/downloads/un-transforming-o... (дата обращения: 28.12.2022).
5. Лукша П., Кубиста Д., Ласло А., Попович М., Ниненко И. Образовательные экосистемы для общественной трансформации // Доклад Global Education Futures. – М., 2018. – 212 с.
6. Организация объединенных наций. Рамочная программа сотрудничества в целях устойчивого развития. Страна Казахстан. 2021–2025 годы [Электронный ресурс]. – URL: https://kazakhstan.un.org/ru/89567-ramochnaya-programma-oon-po-sotrudnic... (дата обращения: 28.12.2022).
7. Shin M., Kreibich L. M., Tulivuori J. Teacher professional development case studies: K-12, TVET, and tertiary education. – Asian Development Bank: Manila, Philippines, 2021. – 119 p.
8. Darling-Hammond L., Hyler M. E., Gard-ner M. Effective Teacher Professional Development. Research Brief. – Palo Alto, CA: Learning Policy Institute, 2017. – 76 p.
9. Sancar R., Atal D., Deryakul D. A new framework for teachers’ professional development // Teaching and Teacher Education. – 2021. – Vol. 101. – P. 103305.
10. Karlberg M., Bezzina C. The professional development needs of beginning and experienced teachers in four municipalities in Sweden // Professional Development in Education. – 2022. – P. 624–641.
11. Spencer P., Harrop S., Thomas J., Cain T. The professional development needs of early career teachers, and the extent to which they are met: a survey of teachers in England // Professional development in education. – 2018. – P. 33–46.
12. McChesney K., Aldridge J. M. What gets in the way? A new conceptual model for the trajectory from teacher professional development to impact // Professional development in education. – 2021. –
P. 834–852.
13. Collin J., Smith E. Effective professional development. Guidance Report. Education. Endowment. Foundation research. – London: Millbank, 2021. – 40 p.
14. Zainab Kizilbash и др. How Teachers Experience Learning and Change: A Phenomenographic Study of Internationalized // Teacher Professional Development Teacher Learning and Professional Development. – 2020. – P. 1–14.
15. Dilshad M., Hussain B., Batool H. Continuous professional development of teachers: A case of public universities in Pakistan: 3 // Bulletin of Education and Research. ERIC. – 2019. – № 3. – P. 119–130.
16. Agarwal P., Naaz I. Teacher development and teacher education // Journal of Indian Research. – 2020. – Vol. 8. – P. 44–51.
17. Carlin F. The Golden Age of Teaching Yourself Anything [Электронный ресурс] // Psychology today. – 2016. – URL: https://www.psychologytoday.com/us/articles/201607/the-golden-age teaching your self-anything (дата обращения: 03.12.2022).
18. Minority rules: Scientists discover tipping point for the spread of idea. – 2016 [Электронный ресурс]. – URL: https://phys.org/news/2011-07-minority-scientists-ideas.html (дата обращения: 01.12.2022).
19. Янова М. Г., Шевчук Ю. В. Научно-методическое сопровождение как условие закрепления педагогов образовательных организаций в профессии // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 5. – С. 97–107.
20. Модернизация среднего образования: Оценка реализации обновленного содержания образования и оценка подготовки кадров для перехода на трехъязычное образование. Всемирный банк. Итоговый отчет. – Нур-Султан, 2021. – 215 с.