УДК: 
37.013
И Аньжань
ассистент кафедры теории и практики института иностранных языков РУДН, Российский университет дружбы народов, anyaanran@mail.ru, Москва, Россия

Компетентностный подход к обучению китайскому языку студентов гуманитарных специальностей в российских вузах

Аннотация: 
Развитие отношений России и Китая привело к повышению интереса российских студентов к изучению китайского языка, а также к повышенной востребованности российских специалистов на китайском рынке труда. В соответствии с этим обучение студентов в отношении китайского языка должно в полной мере соответствовать мировым стандартам трудового рынка. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования международной коммуникативной компетенции при изучении китайского языка иностранными студентами. Именно развитие практических навыков и компетенций позволяет студенту после окончания учебного заведения приступать к непосредственному выполнению своих профессиональных обязанностей. Цель данной статьи – изучение особенностей применения компетентностного подхода при изучении китайского языка российскими студентами. Методология. Для достижения цели исследован ряд работ как российских, так иностранных специалистов и педагогов. Компетентностный подход, предполагающий развитие практических навыков студентов и развитие различных компетенций, включающих саморазвитие, самопознание и прочее, позволяют уже на стадии обучения в учебном заведении сформировать полноценного специалиста, способного выполнять свои обязанности с первых дней. В результате изучения теоретической литературы и практического опыта различных педагогов удалось определить основные преимущества применения компетентностного подхода, а также выявить ряд недостатков, связанных с несовершенством современной системы образования.
Ключевые слова: 
компетентность; компетентностный подход; китайский язык; обучение российских студентов; применение компетентностного подхода; практические навыки; умения; компетенции
Библиографический список: 

1. Медведева А. А. Компетентностный подход в системе современного образования // Развитие современного образования: от теории к практике: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Чебоксары, 6 сентября 2019 года). – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. – С. 11–17.
2. Корнеева Л. И., Ма Жунюй. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку в Китае и России: сравнительно-сопоставительный анализ // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 2. – С. 61–65. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mezhkulturnoy-kommunikati... (дата обращения: 20.01.2023).
3. Кочергин И. В. Очерки лингводидактики китайского языка. – М.: Восток – Запад, 2006. – 192 с.
4. Чжао Цзиньмин. Общее введение в обучение китайскому языку как иностранному = 对外汉语教学概论. – Пекин: Коммерческое изд-во, 2014. – 516 с.
5. Цыренжапова Н. Д. Институт Конфуция как центр академической мобильности студентов в российских вузах // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. – 2018. – № 3-4. – С. 126–129. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-konfutsiya-kak-tsentr-akademi... (дата обращения: 20.01.2023).
6. Кузьминова М. В. Формирование профессиональной коммуникативной иноязычной компетенции в высшей школе // Дискуссия. – 2015. – № 10 (62). – С. 153–160. – URL: https://cyberleninka.ru/artide/nfornrirovanie-professionalnoy-kommunikat... (дата обращения: 18.01.2023).
7. Малая А. Г., Клочкова Н. В., Коротышева Ю. Н., Воронюк Ю. С., Ли Ч. М. Новые педагогические условия обучения китайскому языку [Электронный ресурс] // Вестник науки и образования. – 2017. – № 7 (31), том 1. – С. 59–65. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-pedagogicheskie-usloviya-obuchen... (дата обращения: 18.01.2023).
8. Акапьев В. Л., Немыкина Н. В., Немыкин Н. И. Роль компетентностного подхода в современном образовании // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-7. – С. 1402–1406. – URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33354 (дата обращения: 18.01.2023).
9. Tse S. K., Yuen A. H. K., Loh, E. K. Y., Lam J. W. I., Ng R. H. W. The impact of blogging on Hong Kong primary school students’ bilingual reading literacy // Australasian Journal of Educational Technology. – 2010. – № 26 (2). – Р. 164–179.
10. Никуличева Н. В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практическое пособие. – М.: Федеральный институт развития образования, 2016. – 71 с.
11. Саклакова Н. Н. Специфика дистанционного обучения для развития коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка на старших курсах (уровень В2+, С1) // МНКО. – 2020. – № 4 (83). – С. 178–180. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-distantsionnogo-obucheniya-... (дата обращения: 14.01.2023).
12. Потехина Н. В., Жеребятникова Г. В. Педагогическая мастерская как технология обучения студентов в вузе // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-masterskaya-kak-tehno... (дата обращения: 20.01.2023).
13. Михеева Н., Цзэн Юньтин. Дистанционное обучение китайскому языку // Научный вестник Гуманитарно-социального института. – 2021. – № 12. – С. 8. DOI: https://doi.org/10.17632/crt6vws7m2.1
14. Цзэн Юньтин. Реализация компетентностного подхода дистанционного обучения китайскому языку студентов старших курсов российских вузов гуманитарных специальностей // Вестник Марийского государственного университета. – 2022. – № 2 (46). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-kompetentnostnogo-podhoda... (дата обращения: 14.01.2023).
15. Зубарева Н. П., Султанова А. Н., Ступникова Н. А. Реализация компетентностного подхода при обучении китайскому языку в высшей школе: проблемы объективного характера // Гуманитарные и социальные науки. – 2019. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-kompetentnostnogo-podhoda... (дата обращения: 14.01.2023).