УДК: 
378:070
Евдокимова Елена Вениаминовна
Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой журналистики, Новосибирский государственный педагогический университет, evelven@mail.ru, Новосибирск, Россия
Кислая Лилия Николаевна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики, Новосибирский государственный педагогический университет, liliya12@yandex.ru, Новосибирск, Россия

Интеграция как основа целостного обучения студентов-журналистов (на примере опыта работы кафедры журналистики НГПУ)

Аннотация: 
Существующие подходы к обучению в вузе предполагают широкое использование инновационных технологий, которые, однако, полностью не способны преодолеть предметную разобщенность современной системы образования. Данная проблема актуальна и при подготовке кадров для СМИ. Ее решение авторы статьи видят в интегрированном обучении студентов-журналистов, предполагающем формирование как профессиональных, так и личностных компетенций. Цель статьи заключается в выявлении специфики обучения студентов-журналистов, осуществляющегося в рамках интегрированного подхода, что способствует обеспечению целостности в подготовке будущих работников сферы массмедиа. Методология и методы исследования. Работа базируется на изучении общих подходов к организации интегрированного обучения. Основными методами являются теоретический, включающий анализ литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение и интерпретацию данных, и эмпирический, представленный включенным наблюдением. Результаты исследования. Авторами предложено свое определение интегрированного обучения, в исследовании описана система подготовки студентов-журналистов в НГПУ, позволяющая достичь целостности обучения за счет интеграции. Заключение. Интеграция в обучении студентов-журналистов понимается как образовательный процесс, реализуемый в учебной и внеучебной деятельности, определяющими для которого становятся качественные трансформации, происходящие при разнонаправленной подготовке студентов.
Ключевые слова: 
интеграция; обучение студентов-журналистов; целостность образования; компетенции; бинарное занятие; проектная деятельность
Библиографический список: 

1. Пресс И. А., Рябова Н. М. Опыт организации интегрированной формы обучения студентов в вузе // Вестник СПбГУ. Серия 12. – 2012. – Вып. 2. – С. 168–176.
2. Окань Г. И. Активные методы обучения в вузе: содержание и особенности внедрения // Научный диалог. – 2012. – № 1. – С. 265–270.
3. Смирнова О. В. Активные методы обучения в вузе // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2016. – № 4 (73). – С. 129–133.
4. Мершиева А. Д., Евдокимова Е. В. Роль активных методов обучения в реализации проектов профессионального медиаобразования (на примере деятельности отделения журналистики ИФМИП НГПУ) // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2017. – № 1. – С. 117–123.
5. Преображенский А. П., Чопоров О. Н. Особенности мотивации студентов // Russian Journal of Education and Psychology. – 2019. – № 10. – С. 109–113.
6. Калинин Н. В., Денисов В. Н., Белолипецкая А. В. Некоторые составляющие и факторы учебной мотивации студентов // МНИЖ. – 2022. – № 1-3 (115). – С. 56–60.
7. Кучеревская М. О., Дейч Б. А. Использование методов активного обучения в формировании профессионально-педагогической направленности у будущих педагогов дополнительного образования // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – № 4. – С. 53–63.
8. Деревянкина О. М. Применение метода case study в проблемном обучении студентов вузов // Педагогический журнал Башкортостана. – 2019. – № 1 (80). – С. 111–118.
9. Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А. Использование инновационных образовательных технологий при формировании конкурентоспособности студента вуза // Вестник Марийского государственного университета. – 2017. – № 4 (28). – С. 20–26.
10. Юмагузин В. В. Возможности инновационного развития образовательного процесса в российских университетах // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – № 4. – С. 134–147.
11. Курмангалиева С. С., Смагулова Г. А., Власова Л. Н., Макашова М. С., Алиев О. М. Сase-study в интегрированном обучении студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 1 (часть 1). – С. 147–150.
12. Муллер О. Ю. Организационные условия проведения онлайн-обучения студентов с особыми образовательными потребностями // Проблемы интеграции в современном образовании: международная научно-практическая конференция (15–16 декабря 2020 года) / под общ. ред. О. П. Морозовой. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2020. – С. 74–78.
13. Сулимина Н. В. Организация интегрированного обучения // Аграрный вестник Урала. – 2006. – № 3 (33). – С. 48–50.
14. Макеев В. В. Новые факторы актуализации сетевого взаимодействия вузов и школ (на примере вузов Томской области) // Проблемы интеграции в современном образовании: международная научно-практическая конференция (15–16 декабря 2020 года) / под общ. ред.О. П. Морозовой. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2020. – С. 119–127.
15. Прокудин Ю. П., Макарова Л. Н., Акулинина В. С. Интеграция общего и дополнительного образования детей в школе полного дня: опыт реализации // Вестник ТГУ. – 2010. – № 4. – С. 133–138.
16. Казанцева А. И. Интеграция теории и практики в процессе обучения студентов педагогических специальностей // Проблемы интеграции в современном образовании: международная научно-практическая конференция (15–16 декабря 2020 года) / под общ. ред. О. П. Морозовой. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2020. – С. 21–26.
17. Кузнецова Т. В., Рядовская О. Д. Организация и проведение бинарного занятия // Решетневские чтения. – 2018. – Т. 2. – С. 571–572.
18. Баранова Т. А., Кобичева А. М., Ольховик Н. Г. Интегрированное обучение профессиональной дисциплине в вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29263 (дата обращения: 26.11.2022).
19. Кучай А. В. Интеграция мультимедийных технологий в процесс обучения // Балтийский гуманитарный журнал. – 2014. – № 4. – С. 85–87.
20. Сизова Е. В., Кайзер Б. А. Специфика формирования метапредметных компетенций в процессе иноязычной подготовки студентов факультета журналистики // Концепт. Научно-методический электронный журнал. – 2020. – № 5. – С. 27–38.
21. Резниченко Е. Г. Методика организации и проведения интегрированных занятий по дисциплинам направления 42.03.02 «Журналистика» (на материале курса «История отечественной журналистики XVIII–XIX веков»): учебное пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2018. – 106 с.
22. Благов Ю. В., Мыслицкая Л. А. Процессы конвергенции и интеграции в журналистском образовании // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. – 2020. – № 2, т. 2. – С. 112–118.