УДК: 
373.2
Трифонова Светлана Сергеевна
соискатель учёной степени, старший преподаватель, Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, svetlana-trifonova87@mail.ru, Красноярск

Диагностика сформированности коммуникативных умений у детей 4–5 лет с ОВЗ, посещающих дошкольное образовательное учреждение

Аннотация: 
В статье рассматриваются вопросы диагностики сформированности коммуникативных умений у детей 4–5 лет с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении. Значительное внимание уделяется исследованию компонентов, влияющих на формирование коммуникативных умений у детей 4–5 лет с ОВЗ. Результаты данного диагностического исследования позволят дифференцированно подойти к разработке организационно-педагогических условий формирования коммуникативных умений, а также интеллектуальных и творческих способностей современного ребенка. Цель статьи заключается в интерпретации результатов исследования уровней сформированности коммуникативных умений, полученных при диагностике компонентов (коммуникативная деятельность, коммуникативные качества и коммуникативные действия), определяющих коммуникативные умения детей 4–5 лет с ОВЗ. Методология. В рамках научной работы при обосновании и внедрении организационно-педагогических условий формирования коммуникативных умений было необходимо определить компоненты коммуникативных умений, которые могут быть использованы для формирования коммуникативных умений в игровой и познавательной деятельности у детей 4–5 лет с ОВЗ. Нами были адаптированы, модифицированы методики для выявления уровня развития коммуникативной деятельности (М. И. Лисиной), определения коммуникативных качеств личности и коммуникативных действий (А. М. Щетининой, М. А. Никифоровой). Значимая ранговая корреляционная связь трех компонентов (коммуникативная деятельность, коммуникативные качества, коммуникативные действия) позволила определить критерии сформированности коммуникативных умений (умение вступать в контакт, поддерживать диалог, проявлять инициативу в общении и т. д.). На основе выраженности показателей были разработаны уровни сформированности коммуникативных умений у детей 4–5 лет с ОВЗ: успешный уровень, достаточный уровень, недостаточный уровень. В заключении делается вывод о том, что представленные результаты диагностического исследования, направленного на выявление уровней сформированности компонентов (коммуникативная деятельность, коммуникативные качества, коммуникативные действия), определяющих коммуникативные умения, позволили проследить зависимость трёх компонентов, влияющих на формирование коммуникативных умений у детей 4–5 лет с ОВЗ. Эти данные позволят дифференцированно подойти к разработке организационно-педагогических условий формирования коммуникативных умений.
Ключевые слова: 
дошкольное образование; коммуникативные умения; уровни сформированности коммуникативных умений; дифференцированный подход; организационно-педагогические условия; коммуникативная деятельность; коммуникативные качества; коммуникативные действия
Библиографический список: 

1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Олигофренопедагогика» и др. – М.: Владос, 2003. – 302 с. – (Коррекционная педагогика).
2. Диденко И. В. Проблема общения у дошкольников // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). – СПб.: Свое изд-во, 2017. – С. 39–42. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13310/ (дата обращения: 21.05.2021).
3. Лисина М. И. Проблема онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
4. Воронич Е. А. Развитие коммуникативных умений старших дошкольников в группах различной направленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – СПб., 2017. – 26 с.
5. Кожина Д. В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста // Модернизация образования: отечественный и зарубежный опыт. – Рязань, 2017. – С. 175–181.
6. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. – 5-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 456 с.
7. Scott L. C., Kagan S. L., Frelow V. S. Conceptualization of readiness and the content of early learning standards: The intersection of policy and research? // Early Childhood Research Quarterly. – 2006. – Vol. 21. – P. 153–173.
8. Гусева Д. И. Особенности и формы общения дошкольников со взрослыми и сверстниками // Вестник науки и образования. – 2019. – № 20-2 (74). – С. 78–84. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-formy-obscheniya doshkolnikov-so-vzroslymi-i-sverstnikami (дата обращения: 07.12.2022).
9. Амет-Уста З. Р., Сапон Н. Н. Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста // Collection of scientific articles LI International correspondence scientific and practical conference. – Лондон, 2019. – С. 27–31. – URL: https://internationalconference.ru/images/PDF/2019/51/features-of-develo... (дата обращения: 22.09.2020).
10. Шастина А. Е. Социальные компетенции старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: формирование и управление развитием [Электронный ресурс]. – М., 2019. – 83 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41658406 (дата обращения: 07.12.2022).
11. Kemp G., Smith M., Segal J. Learning Disabilities and Disorders [Электронный ресурс] // Help Guide. – 2020. – URL: http://www.helpguide.org/articles/learning-disabilities/learning disabilities.htm.
12. Hymes D. On Communicative Competence. – New York: Harmondsworth: Penguin, 1972. – P. 269–293.
13. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.