УДК: 
378+37.0
Мершиева Алена Дмитриевна
аспирант, Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), ассистент кафедры журналистики, Новосибирский государственный педагогический университет, aleon.simonowa@yandex.ru, Новосибирск, Россия
Рюмина Татьяна Владимировна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института естественных и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, ryuminatv@mail.ru, Новосибирск, Россия

Роль активных методов обучения в развитии навыков профессионального чтения студентов-журналистов

Аннотация: 
В статье актуализируется проблема навыков профессионального чтения будущих специалистов сферы массмедиа. Цель статьи – выявить и обосновать роль активных методов обучения в развитии читательских компетенций студентов направления подготовки «Журналистика». Методология. Методом педагогического эксперимента проверялось формирование и развитие навыков профессионального чтения у студентов направления подготовки «Журналистика» посредством использования активных методов обучения. Представленная программа предполагает систематическое выполнение заданий, разработанных при помощи активных методов обучения. Основными процедурными действиями разработки программы выступают проектирование, коммуникация с участниками и рефлексия. Разработанная программа реализована в рамках экспериментального исследования при работе с участниками органа студенческого самоуправления – студенческого объединения «Журавли». Среди результатов исследования можно выделить формирование привычки смыслового чтения, а также развитие навыков профессионального чтения студентов первого курса направления подготовки «Журналистика». В заключении делается вывод о том, что развитие навыков профессионального чтения студентов-журналистов должно представлять собой непрерывный процесс, включающий активные методы обучения для вовлечения участников с целью повышения эффективности процесса. Представленная программа может быть реализована на разных курсах для студентов с разным уровнем компетентности, а также на разных направлениях подготовки.
Ключевые слова: 
активные методы обучения; массмедиа; читательские компетенции; профессиональное чтение; информационная культура
Библиографический список: 

1. Баева Л. В. Электронная культура: опыт философского анализа // Вопросы философии. – 2013. – № 5. – С. 75–83.
2. Беседина Н. В., Байшева И. Б. Адаптация пользователей библиотеки вуза к новой информационной среде // Информационный бюллетень РБА. – Тверь, 2000. – Вып. 3. – С. 61–66.
3. Збаровская Н. Информационная культура личности. Проблемы формирования // Библиотечное дело. – 2005. – № 1 (25). – С. 7–8.
4. European Parliament Resolution of 16 December 2008 on Media Literacy in a Digital World [Электронный ресурс]. – URL: http://europarl.europa.eu/sides/ (дата обращения: 15.03.2021).
5. Martin F., Wang C., Petty T., Wang W., Wilkins P. Middle School Students’ Social Media Use // Educational Technology & Society. – 2018. – № 21 (1). – P. 213–224.
6. Романичева Е. С. Чтение с листа, чтение с экрана [Электронный ресурс]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=iJczoC1iRe8 (дата обращения: 11.02.2021).
7. Серова Т. С. Теоретические основы обучения профессионально ориентированному чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – Л., 1987. – 56 с.
8. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: учебно-методическое пособие / науч. ред. Н. И. Гез. – Изд. 2-е, испр. – М.: Высшая школа, 2005. – 185 с.
9. Активные и интерактивные методы обучения в вузе: учеб. кейсы: учеб.- метод. пособие в 2 ч. / сост.: Е. В. Зарукина, Л. В. Хорева; под ред. И. И. Егоровой. – СПб.: СПбГЭУ, 2015. – 278 с.
10. Евдокимова Е. В., Мершиева А. Д. Роль активных методов обучения в реализации проектов профессионального медиаобразования (на примере деятельности отделения журналистики ИФМИП НГПУ) // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2017. – № 1 (23). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-aktivnyh-metodov-obucheniya-v-real... mediaobrazovaniya-na-primere-deyatelnosti-otdeleniya (дата обращения: 10.01.2022).
11. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 176 с.
12. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. – 192 с.
13. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. – СПб.: Питер, 2003. – 204 с. (Серия «Практическая психология»).
14. Гендина Н. И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований): (доклад сделан на ИФЛА – 2004) // Школьная библиотека. – 2005. – № 3. – С. 18–24.
15. Мелентьева Ю. П. О чтении (Размышления о теоретических аспектах чтения). – М.: Издательство «Канон», 2014. – 184 с.
16. Мелентьева Ю. П. Социологические и психологические аспекты изучения чтения [Электронный ресурс]: лекция. – URL: http://lib.1september.ru/2004/18/10.htm (дата обращения: 10.01.2022).
17. Лютов С. Н. Книга в симбиозе культур // Берковские чтения – 2021. Книжная культура в контексте международных контактов: Материалы VI Междунар. науч. конф. (Гродно, 26–27 мая 2021 г.). – Минск; Москва, 2021. – С. 294–300.
18. Лютов С. Н., Черкашина Т. Ю., Чернышева Е. А., Чудова И. А. Дифференциация практик учебного и профессионального чтения в научно-образовательной среде (замысел исследовательского проекта) // Материалы белорусско-российского научного семинара-конференции «Современные проблемы книжной культуры: Основные тенденции и перспективы развития» (Москва, 24–25 октября 2018): в 2 частях. Ч. 2. – М., 2018. – С. 72–77.
19. Мелентьева Ю. П. Цифровое чтение как технология обучения и образования // Библиография и книговедение. – 2018. – № 5. – С. 47–51.
20. Мытько Н. В. [Грушевская Н. В.] Исследование структуры, форм, грамотности чтения студентов // Модернизация гуманитарного и художественного образования: инновационные стратегии развития (г. Краснодар, 16–17 апреля 2014 г.): материалы международной научно-практической конференции. – Краснодар: КГУКИ, 2014. – С. 423–428.
21. Сметанникова Н. Н. Профессионально-специализированное чтение: его особенности и место в процессе обучения // Высшее образование сегодня. – 2018. – № 10. – С. 36–41.
22. Мершиева А. Д. Формирование навыков профессионального чтения у студентов направления подготовки «Журналистика» // Берковские чтения. Книжная культура в контексте международных контактов: материалы VI междунар. науч.конф. (26– 27 мая 2021 г.). – Гродно, 2021. – С. 320–325.