УДК: 
378.637.013.78.047-057.875
Титова Галина Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики, Томский государственный педагогический университет, titova_g@mail.ru, Томск, Россия
Шаляпина Светлана Васильевна
старший преподаватель кафедры социальной педагогики, Томский государственный педагогический университет, ocz@tspu.edu.ru, Томск, Россия

Кафедра как субъект профессионального самоопределения студентов педагогического вуза

Аннотация: 
В современных условиях изменений рынка труда и системы профессионального образования особую актуальность приобретает процесс профессионального самоопределения молодежи и ресурсы его активизации, интенсификации, оптимизации. Авторами рассматриваются субъекты вузовской системы содействия профессиональному самоопределению студентов, внутри которой значимое место определено кафедре социальной педагогики. Цель статьи – анализ и обоснование значимости субъектной позиции кафедры социальной педагогики во внутривузовской системе содействия профессиональному самоопределению студентов. Методология и методы исследования. Использованы теоретические и эмпирические методы: анализ научной психолого-педагогической литературы и анализ опыта деятельности кафедры социальной педагогики ТГПУ, демонстрирующий важность субъектной позиции элементов внутривузовской системы содействия профессиональному самоопределению студентов. Результаты исследования. На основе анализа и обобщения эмпирического опыта деятельности кафедры социальной педагогики ТГПУ представлены основные направления в контексте содействия профессиональному самоопределению студентов: выстроенное взаимодействие с социальными партнерами – организациями социальной сферы; организация педагогических интенсивов для студентов ТГПУ; сопровождение производственной педагогической практики студентов педагогических направлений подготовки; содействие в организации трудовой занятости (трудоустройства) студентов и выпускников. Заключение. Определено, что субъектная позиция кафедры социальной педагогики влияет на «вхождение» студентов педагогических направлений подготовки в профессионально-педагогическую деятельность, их осознанное трудоустройство на педагогические должности (ещё в период обучения в вузе) и рассматривается как одно из условий внутривузовского содействия профессиональному самоопределению студентов.
Ключевые слова: 
профессиональное самоопределение; кафедра социальной педагогики; субъектность; трудоустройство; профессиональная проба
Библиографический список: 

1. Дементьева В. Ю. Профессиональное самоопределение студенческой молодежи среднего российского города: специальность 22.00.04 Социальная структура, социальные институты и процессы: автореф. дис. … канд. социол. наук. – Новочеркасск, 2006. – 26 с.
2. Константиновский Д. Л. Самоопределение или адаптация? // Мир России. – 2003. – № 2. – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/287/938/1219/2003_n2_p123-143.pdf (дата обращения: 21.12.2018).
3. Ширяева Н. В. Специфика профессионального самоопределения студенчества технических вузов в условиях современного российского общества: специальность 22.00.04 Социальная структура, социальные институты и процессы: автореф. дис. … канд. социол. наук. – Ростов н/Д, 2004. – 32 с.
4. Гастев А. К. Трудовые установки. Советский производственный менеджмент. – 3-е изд. – М., 2011. – 344 с.
5. Богданов А. А. Тектология: всеобщая организационная наука. – 3-е изд., заново переработ. и доп. – М., 1989. – URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/5909 (дата обращения: 25.12.2018).
6. Ерманский О. Е. Научная организация труда и производства и система Тейлора. – 4-е изд. – М.: Государственное издательство, 1925. – 399 с. – URL: https://yadi.sk/d/zvOIfHrsHjhm8 (дата обращения: 24.12.2018).
7. Шаляпина С. В. Профессиональное самоопределение студенческой молодежи: история изучения и особенности современного этапа // Наука и образование: материалы Всероссийского фестиваля науки NAUKA 0+.XXIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 22–26 апреля 2019 г.: в 5 т. – Томск: ТГПУ, 2020. – Т. 3. – С. 299–304.
8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 301 с. – (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).
9. Голубева О. В. Профессиональное самоопределение будущего учителя в процессе педагогической практики: специальность 13.00.08 Теория и методика профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2010. – 26 с.
10. Патрина В. В., Солодова Г. Г. Содержание характеристики становления профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре изменяющегося социума // Вестник КемГУКИ. – 2011. – № 17. – С. 171–177.
11. Карлина Т. А. Субъектность как важное условие формирования личности // Молодой учёный. – 2019. – № 52 (290). – С. 265–267. – URL: https://moluch.ru/archive/290/65859/ (дата обращения: 03.01.2023).
12. Гребенникова Е. В. Субъектность личности: теоретические аспекты проблемы // Вестник ТГПУ. – 2013. – № 6 (134). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektnost-lichnosti-teoreticheskie-as... (дата обращения: 03.01.2023).
13. Гайдар К. М. Проблема развития группового субъекта // Российский психологический журнал. – 2008. – Том 5, № 3. – С. 9–24.
14. Основы вожатской деятельности: практикум / Томский государственный педагогический университет (ТГПУ); [под общ. ред. Г. Ю. Титовой, О. В. Перовой, Н. М. Михайловской]. – Вып. 1. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2018. – 80 с.
15. Основы вожатской деятельности: практикум / Томский государственный педагогический университет (ТГПУ); под общ. ред. Г. Ю. Титовой, Н. М. Михайловской, О. В. Перовой, С. В. Шаляпиной. – Вып. 2. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2019. – 10 с.
16. Титова Г. Ю. Теория и практика вожатской деятельности: методическое пособие. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2017. – 55 с.