УДК: 
159.922.76:616.89
Алехина Светлана Владимировна
Кандидат психологических наук, директор Института проблем инклюзивного образования, Московский городской психолого-педагогический университет, svetlana_slim@mail.ru, Москва
Горина Екатерина Николаевна
Кандидат социологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, ekgorina@yandex.ru, Саратов

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация: 
Статья посвящена актуальной проблеме развития инклюзивного процесса в современном образовании. Авторы утверждают, что одним из основополагающих компонентов инклюзивного образования и основным фактором его успешной реализации является психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса. Целью статьи является анализ методологических подходов к психолого-педагогическому сопровождению образования в условиях развития инклюзивного процесса, обзор основных теоретико-методологических положений и понятий. Делаются попытки методологического осмысления процесса сопровождения инклюзии в образовании с позиций культурно-исторической концепции. Рассматриваются положения полисубъектного подхода к взаимодействию субъектов инклюзивной образовательной среды. Авторы ставят вопрос о качестве процесса инклюзии в общем образовании, утверждая, что разработка методологии сопровождения инклюзии в образовании является отдельной научной задачей и крайне необходима для выработки технологических решений по различным аспектам реализации инклюзивного процесса в современном образовании.
Ключевые слова: 
культурно-историческая концепция, психолого-педагогическое сопровождение, методологические основы, базовые принципы, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивный процесс, особые образовательные потребности, современное образование, полисубъектность, полисубъектное взаимодействие, инклюзивная образовательная среда, развитие.
Библиографический список: 

1. Берулава Г.А.Методологические основы практической психологии: учебное пособие. ‒ М.: Изд-во МПСИ, 2004. ‒ 192 с.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. ‒ М.: Изд-во «Совершенство», 1997. ‒ 298 с.
3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. ‒ Т. 2: Проблемы общей психологии. ‒ М., 1982. ‒ 504 с.
4. Выготский Л.С.Собр. соч.: В 6-ти т. ‒ Т. 5: Основы дефектологии (Дефект и компенсация).‒ М.: Педагогика, 1983.‒ 369 с.
5. Казакова Е.П. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. ‒ СПб.: Питер, 1995. ‒ 129 с.
6. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: учебно-метод. пособие. ‒ М.: Сфера, 2008. ‒ 128 с.
7. Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. ‒ 2010. ‒ № 1.‒ 83‒92 с.
8. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография. ‒ М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013. ‒ 334 с.
9. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. ‒ Москва: Владос, 2003. ‒ 528 с.
10. Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования. ‒ М.: Форум, 2012. ‒ 208 с.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. ‒ СПб.: Питер, 2002. ‒ 720 с.
12. Сунцова А.С. О методологических подходах к исследованию проблем инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2014. ‒ № 1. ‒ С. 26–32.
13. Хяккинен С. Инклюзивное образование и педагогическая практика в Финляндии // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. ‒ М. ООО «Буки Веди», 2013. ‒ 712 с.
14. Шеманов А.Ю. Другой как «неспособный»: социальный конструктивизм vs. медикализация [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. 2012. ‒ № 1 (7). URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/112.html&j_id=9 (дата обращения: 19.08.2014).
15. Burton D., Goodman R. Perspectives of SENCos and support staff in England on their roles, relationships and capacity to support inclusive practice for students with behavioural emotional and social difficulties /D. Burton, R. Goodman. Pastoral Care in Educatio. Vol. 29, No. 2, 2011. Р. 133–149. Availableat:URL: http://search.ebscohost.com/ (Accessed: 19.08.2014).
16. Claibornea L.B. White a Inclusion and mastery: variations on the theme of subjection /L.B. Claibornea, S. Cornforth, S.A. Davies, E.J. Milligan // Gender and Education. 2009.
17. Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity / E. Goffman.N.Y.: Prentice Hall, 1963.
18. Keil S., Miller O., Cobb R. Special educational needs and disability/ S. Keil, O. Miller, R. Cobb// British Journal of Special Education, 2006. Vol. 33. № 4. P. 68–72.
19. Nirje B. The normalization principle and its human management implications // Changing patterns in residential services for the mentally retarded / R. Kugel, W. Wolfensberger (Eds.). Washington, DC: President's Commission on Mental Retardation, 1969. P. 179‒195.
20. RenzagliaА. Promoting a Lifetime of Inclusion / A. Renzaglia, M. Karvonen, E. Drasgow and C.C. Stoxen // Autism and Other Developmental Disabilities. 2003. Vol. 18, Iss. 3. P. 140‒149.
21. Whitworth J.W. A Model for Inclusive Teacher Preparation / J.W. Whitworth// Electronic Journal for Inclusive Education, Vol. 1. No. 2. Retrieved. October 31. 2002.