УДК: 
159.9.072+378
Белобрыкина Ольга Альфонсасовна
Кандидат психологических наук, Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, olga.belobrykina@gmail.com, Новосибирск

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФЕССИОГРАММЫ В ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИИ «ПСИХОЛОГ»)

Аннотация: 
В статье дается обоснование значимости психографического компонента профессиограммы в профориентации и профессиональном консультировании. На примере психограммы психолога показан ее информационный ресурс в определении соответствия личностных особенностей требованиям профессии. Представлена примерная логика сравнительного анализа диагностических профилей условных претендентов с профилем «идеального» специалиста, осуществляемая в целях выявления их профессиональной пригодности с учетом возможной специализации и прогноза продуктивности.
Ключевые слова: 
профессиограмма, психограмма, профпригодность, «идеальный» специалист, эталонный профиль, психолог, профессионально-важные качества
Библиографический список: 

1. Андроникова О. О. Основные теоретические подходы к исследованию ролевой позиции жертвы //Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2012. – № 1. – С. 78–98.
2. Бассин Ф. В. О силе «Я» и психологической защите //Вопросы философии. – 1969. – № 2. – С. 118–125.
3. Бейч Дж.Р., Гольдберг Г. Творческая агрессия /пер. с англ. Р. Б. Сапожниковой. – Новосибирск: НГПИ, 1988. – 219 с.
4. Белобрыкина О. А., Дмитриева Н. В. Границы творчества в профессиональной деятельности практического психолога. Постановка проблемы // Проблемы образования личности. В 2 частях. Ч. 2. – Новокузнецк: РИО НГПИ, 2002. – С. 3–10.
5. Белобрыкина О. А., Власенко Ю. А. Значение профессиограммы в диагностике профессионально-важных качеств психолога //Актуальные проблемы психологического знания. – 2010. – № 4 (17). – С. 3–18.
6. Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог». Учебное пособие. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. –464 с.
7. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: Психологические механизмы. – М.: Знание, 2001. – 352 с.
8. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2011. – 320 с.
9. Иванова Е.М. Профориентационная профессиография: Методическое пособие. – М.: Высшая школа психологии, 2005. – 96 с.
10. Климов Е.А. Профессии научных работников. – М.: «Академия», 2005. – 256 с.
11. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») /Пер. с нем. Г. Ф. Швейника. – М.: Римис, 2009. – 352 с.
12. Ожеховская Л. В., Белобрыкина О. А. Диагностический инструментарий в работе психолога: проблемы и парадоксы (на примере современной практики психологов г. Новосибирска) //Психодиагностика. – 2006. № 4. – С. 92–112.
13. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 464 с.
14. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: «Академия», 2003.  480 с.
15. Психология как профессия [Электронный ресурс] // Факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова [сайт]. – URL: http://psy.msu.ru/science/public/psy_prof/ (дата обращения: 05.09.2013).
16. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: ИГ «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.
17. Романова Е. С. 147 популярных профессий: Психологический анализ и профессиограммы. – М.: «Аспект Пресс», 2011. – 416 с.
18. Руденский Е. В., Руденская Ю. Е. Дефект социализации личности как базовая категория педагогики критического конструктивизма. Введение в социально-генетическую виктимологию. – Новосибирск: НГПУ, 2012. – 252 с.
19. Собчик Л. Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. – СПб.: Речь, 2002. – 72 с.
20. Стерн Д. Н. Дневник младенца: Что видит, чувствует и переживает ваш малыш. – М: Генезис, 2001. – 192 с.
21. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: АСТ, 2006. – 640 с.
22. Шмелев А. Г. Практическая тестология. Тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом. – М.: ООО «ИПЦ «Маска», 2013. – 688 с.
23. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект; Трикста, 2005. – 336 с.
24. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоцио-нальный подход. – СПб.: «Сова»; М.: «ЭКСМО-Пресс», 2002. – 272 с.
25. Fetterman A. K., Bresin, K., & Robinson M. D. (). Emotion repair and the direction of attention in aversive contexts: Evidence from an attention-demanding task //Journal of Research in Personality. – 2013, № 47. – РР. 107–110.
26. Parsons T. Professions // International Encyclopedia of the Social Sciences. – The Macmillan Company & The Free Press. – 1968. – РР. 536-547.
27. Plutchik R. Emotions and psychotherapy //A psychoevolutionary perspective. In R.Plutchik & H.Kellerman (Eds.), Emotion: Theory, research and experience: Vol. 5. – Academic Press, 1990. – РР. 3-41.
28. Strelenko А. А. Prevention of child and teenage victimization //Компетенције васпитача за друштво знања [Вишеврсна грађа] : књига резимеа /Међународна научно-стручна конференција Методички дани, Кикинда, мај 2014; [превод Тања Бркљач]. – Кикинда: Висока школа струковних студија за образовање васпитача, 2014 (Ново Милошево : Гармонд). – РР. 135–136.