УДК: 
37.4+379.8+ 376.5+376.6
Кожемякина Ольга Александровна
Кандидат педагогических наук, Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии личности и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, olgaleko@mail.ru, Новосибирск

ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Аннотация: 
В статье рассматривается проблема социальной адаптации депривированных подростков, которая предполагает комплексный подход в решении психологических проблем личности. Выявление особенностей депривированных подростков одна из задач специальной психологии и педагогики. При помощи методики изучения самоотношения (МИС) В. В. Столина и С. Р. Пантилеева была выявлены особенности самоотношения депривированных подростков зависимости от пола. Девочки отличаются высокими показателями по шкалам саморуководство, самопринятие и самообвинение. Результаты исследования можно использовать при организации психолого-педагогической помощи депривированным подросткам.
Ключевые слова: 
социальная адаптация; самоотношение; депривация; подростки
Библиографический список: 

1. Агавелян О. К., Агавелян Р. О., Дмитриева Н. В., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б. Специфика проявления архетипических элементов у студентов гуманитарных профессий // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск: ФГБОУ ВПО НГПУ, 2012. − № 4 – С. 197–204.
2. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. Проблемы возрастной и дифференциальной психологии. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 209 с.
3. Белова И. М., Парфенов Ю. А., Сологуб Д. В., Нехвядович Э. А. Структурные и динамические характеристики компонентов самосознания: системный подход // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3 (часть 3). – С. 620–628; URL:www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10002996 (дата обращения: 31.08.2014).
4. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. – М.: Прогресс,
1986. – 425 с.
5. Винникова Г. В., Ярышева А.А . Социально-психологические детерминанты наркозависимого поведения в старшем подростковом и юношеском возрасте // Философия образования – 2011. – №5 (38). – С.165–174.
6. Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. – М.: МИРОС, 2002. – 296 с.
7. Герасимов П. Е. Теоретические аспекты проблемы «самоотношения» // Известия Саратовского университета им. Н.Г.Чернышевского. Новая серия: Акмеология образования. Психология развития. –2010. – Т. 3. – № 4.– С. 80– 84.
8. Кожемякина О. А. Влияние личностных особенностей и депривации на социальную адаптацию подростков // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 3[22]. – С. 166–168.
9. Кожемякина О. А. Социальная адаптация подростков средствами социально-культурной деятельности // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 1[26]. – С. 271–273.
10. Кожемякина О. А. Социальная адаптация депривированных подростков: монография. – Новосибирск, изд-во НГПУ, 2013. – 215 с.
11. Колышко A. M. Психология самоотношения. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 102 с.
12. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с.
13. Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. – М.: АСТ:Хранитель, 2008. – 671с.
14. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010. – 368 с.
15. Сарджвеладзе Н.И. Самоотношение личности //Психология самосознания: хрестоматия; под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ М», 2000. – С. 174–207.
16. Собольников В. В. Коррекция девиантного поведения студентов в образовательном пространстве // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск: ФГБОУ ВПО НГПУ, 2014. − № 4 – С.173–178.
17. Ярышева А. А. Взаимосвязь несформированной идентичности и склонности к аддиктивному поведению старшеклассников: монография. – Новосибирск, изд-во НГПУ, 2013. –131 с.
18. Beebe J. Evolving the Eight-Function Model. − TypeFace, 16 / 2, 2005. − Р. 8 – 11.
19. Berry J.W. Immigration, Acculturation and Adaptation. Ontario, 1996. – Р.8–12.