Паньшина Людмила Васильевна
Аспирант факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, ludapan6@mail.ru, Новосибирск
Перевозкина Юлия Михайловна
Доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, per@brk.ru, Новосибирск
АРХЕТИПИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация:
Статья посвящена изучению проявлений архетипических оснований в процессе межличностного познания у лиц юношеского возраста. Представлен анализ подходов к пониманию роли архетипов в социальном познании. Ученые полагают, что в основе действенных механизмов понимания себя и окружающего мира, лежат архетипы, которые представляют собой формы восприятия и осмысления действительности. По мнению исследователей, именно архетипы осуществляют предварительное преобразование индивидуального жизненного опыта. Установлено, что выраженность архетипического образа обусловливает характерное ему своеобразие социального познания. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи архетипических проявлений и социальной перцепции у лиц юношеского возраста. Что позволяет обозначить особенности восприятия и понимания окружающего мира с точки зрения природы бессознательного.
Ключевые слова:
архетипическая идентичность, социальная перцепция, юношеский возраст, межличностное познание, социальный интеллект.
Библиографический список:
1. Агавелян О. К., Агавелян Р .О., Дмитриева Н. В., Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М. Специфика проявления архетипических элементов у студентов гуманитарных профессий // Сибирский педагогический журнал – 2012. – № 4. – С. 197–204.
2. Дмитриева Н. В., Перевозкин С. Б., Рюмина Т. В., Ганпанцурова О. Б. Построение конструкта для изучения доминантного архетипа // Сибирский педагогический журнал. –. 2013. – № 3 – С. 168–175.
3. Маленко С. А. Архетипические сценарии социального взаимодействия: дис. д-ра философ. наук. – Великий Новгород, 2010. –-451 с.
4. Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта / Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена. – СПб.: «Иматон», – 1996. – 30 с.
5. Паньшина Л. В., Агавелян О. К., Саруханян К. А . Особенности восприятия и понимания экспрессии незнакомого человека юношами и девушками с нарушением слуха // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 3. – С. 151–156.
6. Юнг К. Г. Структура психики и архетипы. – М.: Академический проект, 2007.
7. Myss, Caroline M. Archetypes who are you? // Carlsbad Hay House. – 2013. [Electronic books].
URL: http://nypl.bibliocommons.com/item/show/19956058052907_archetypes (дата обращения 15.08.2014).